Деньги огромные, но расслабляться не стоит. Сейчас главная задача для республики и ее жителей - в кратчайшие сроки стать самодостаточным регионом. Это особенно актуально при нынешних экономических войнах Европы против России и Крыма. А чтобы принести пользу экономике региона, надо в полной мере раскрыть возможности депортированных народов, возродить их традиционные занятия и промыслы.
Указ о реабилитации депортированных в 1941 - 1944 годы народов Крыма, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, позволяет сделать это уже сегодня. И я считаю, что людям надо дать возможность себя реализовать.
Скажем, в Крыму до Великой Отечественной войны было несколько трестов, занимающихся овцеводством, ориентированным на производство каракуля высокого класса. Будучи депортированными, крымские татары эти навыки не потеряли, поскольку в Узбекистане тоже сильно развито это направление. Поэтому сегодня надо привлекать инвесторов, которые профинансируют возрождение отрасли в Крыму.
Еще при Николае II в Крыму сеяли хлопок. В советское время, до войны, здесь тоже были хлопкосеющие колхозы и хлопкоперерабатывающие тресты. Также на полуострове было развито шелководство. Крымские татары разводили шелкопрядов, производили шелк и в совершенстве владели этой технологией вплоть до производства одежды. Сегодня среди крымских татар еще остались мастера высокого класса, которые занимались производством шелка в Средней Азии, где существует мощная шелководческая индустрия. Например, в городе Маргилан Ферганской области, который считается городом шелководов, производятся узбекские шелка самого высокой пробы. Их ценят США и страны Европы. А население этого города в основном состояло из переселенных туда крымских татар.
Сейчас вся одежда, которую мы носим, чаще всего не из хлопка. Между тем на Ливерпульской бирже тонна хлопка стоит три тысячи долларов! То есть один килограмм хлопка оценивается в три доллара. Если обеспечить отрасли государственную поддержку, то и в Крыму может быть развито мощное хлопководство. Расчеты, сделанные специалистами нашего университета на опытных полях Сакского района, показывают, что урожайность может достигать 15 - 20 центнеров сырья с гектара. Это притом что в Краснодаре тоже сеют хлопок и собирают его лишь по 7 - 10 центнеров.
Правда, произведя хлопок, нельзя ограничиваться продажей сырья. Ведь еще Петр I резал купцам бороды, если узнавал, что они продают сырье. Из хлопка надо делать продукт, и тогда хлопководство станет очень прибыльным делом. Например, из килограмма хлопка можно произвести 10 мужских рубашек по 10 долларов каждая. Это уже 100 долларов! То есть килограмм хлопка стоимостью три доллара легко превращается в 100 условных единиц.
Сегодня вернувшиеся из депортации крымские татары, многие их которых досконально знают это производство, смогут "раскрутить" отрасль с нуля. И если использовать традиции и уникальные знания коренных народов полуострова, можно открыть новые предприятия, создать новые рабочие места и наполнить бюджет. А в Крыму появится солидная хлопковая индустрия.
Забыты, к сожалению, и элитные сорта фруктов, ранее выращиваемые на полуострове крымскими татарами. Две трети названий всех яблок, груш, персиков, слив, винограда - крымско-татарские. К примеру, вино "Черный доктор" - гордость крымского виноделия. Но сегодня в основном продают фальсификат под таким названием. А участки, где растет виноград этого сорта, можно пересчитать по пальцам. Надо думать, как возродить забытые сорта и восстановить виноградники.
Также давно вынашивается идея создания в районе Судака этнографической деревни "Народы Крыма". Она могла бы стать одним из ведущих туристических объектов республики. В этой деревне следует развивать и показывать туристам традиционные ремесла народов, населяющих Крым, их искусство. Там могут быть театры национальной моды, музыки, танца. То есть каждый народ будет представлять свое, родное, передающееся из поколения в поколение. В целом же это будет мир нашего прекрасного Крыма, с которым сможет познакомиться каждый желающий.
Это всего лишь несколько возможных бизнес-проектов, очень выгодных для Крыма, а значит, и для России в целом. А почему бы не бросить клич и не начать собирать подобные идеи возрождения народных промыслов. Как говорится, одна голова - хорошо, а две и больше - еще лучше.