32-летний москвич сейчас на 24-м месте в мире. На US Open, который начинается 25 августа, он получил 21-й стартовый номер.
Из "Больших шлемов" вы успешнее всего выступаете в Америке - дважды были в полуфиналах. Вам подходит покрытие хард?
Михаил Южный: Я комфортно чувствую себя на разных площадках. Могу сказать так: хард - одно из покрытий, которые мне нравятся.
Что потом в планах?
Михаил Южный: Точно сыграю в Пекине и на "Мастерсе" в Шанхае, затем в Валенсии и на еще одном "Мастерсе" - в Париже.
Но сразу после US Open встреча плей-офф Кубка Дэвиса - с Португалией. Матч в Москве за Россию не вписывается в ваш график? Вы как-то закрылись на этот счет?
Михаил Южный: Решение приму, когда закончу играть на Открытом чемпионате США в Нью-Йорке. Вообще сейчас, в середине, даже ближе к концу сезона хочется… не то чтобы закрыться, но, во всяком случае, сосредоточиться.
Почему, на ваш взгляд, наша сборная в Кубке Дэвиса оказалась там, где находится - на грани вылета даже не из мировой группы, а из второго по значимости дивизиона?
Михаил Южный: Не хотел бы искать причины. Впрочем, мне кажется, мы все понимаем причины - что происходит и почему.
Перед Кубком Дэвиса вы не разговариваете друг с другом по поводу участия или неучастия в матче? Я имею в виду не общение с капитаном Шамилем Тарпищевым, а между собой - с Дмитрием Турсуновым, Николаем Давыденко, Теймуразом Габашвили. Не спрашиваете: ты, мол, будешь играть?
Михаил Южный: Нет. Состав - полностью прерогатива Тарпищева.
Несколько лет назад, участвуя в неофициальном командном чемпионате в Дюссельдорфе, вы как первая ракетка страны приглашали капитаном Тарпищева и сами формировали состав - звали Дмитрия Турсунова, а из молодых, например, Виктора Балуду. Сейчас кого бы собрали?
Михаил Южный: Не знаю. Теннис - индивидуальный вид спорта, в любом случае - каждый за себя. И не надо нас сравнивать.
В октябре пройдет 25-й по счету "Кубок Кремля". Есть ли какие-то эмоции по этому поводу? Все-таки юбилей!
Михаил Южный: Никаких. Честно.
А вы ведь во время первых турниров приходили подростком на мастер-классы...
Михаил Южный: Да, помню, как рвался туда, стремился хотя бы два-три удара по мячу сделать.
И все-таки: сыграете в "Кубке Кремля"?
Михаил Южный: Трудно сказать. Еще не принял решения - зависит от организаторов. Это, скорее, к ним вопрос.
"Кубок Кремля" - единственный теперь, ведь турнира в Санкт-Петербурге уже нет, где вы тоже побеждали…
Михаил Южный: Обидно, конечно, что в такой большой стране, как Россия, остался лишь один турнир ATP.
Когда-то обе сестры Уильямс в перерывах между геймами садились на скамейку и заглядывали в некую тетрадочку. Оказывается, там было написано всего три слова: "Смотри на мяч". У вас нет какой-нибудь подсказки или девиза?
Михаил Южный: Одной фразы точно нет. Это было бы слишком просто, если, руководствуясь советом смотреть на мяч, начал бы всех обыгрывать.
Как-то наблюдал, как вы во время мастер-класса многое чего говорили детям. У вас, кстати, нет мысли после карьеры стать тренером?
Михаил Южный: В моем понимании тренер - это кропотливая работа изо дня в день. Пока я сам играю, о какой-то тренерской деятельности в дальнейшем даже не думаю.
Михаил, вы ведь один из немногих, кто строит свой учебно-тренировочный процесс исключительно дома, в России. Почему?
Михаил Южный: Да, я весь год тренируюсь в России, мне это нравится. Единственное исключение - предсезонный турнир мы проводим в Таиланде, там, случается, и Новый год встречаем. У нас, я знаю, сейчас открывается много теннисных центров, соответствующих международным стандартам. Недавно побывал в "Русской теннисной академии", где как раз провел мастер-класс для детей, это отличный комплекс.
С возрастом появляются какие-то дополнительные трудности в тренировочном процессе?
Михаил Южный: Все время что-то меняется, и не только из-за возраста. Скорее, дело в нагрузках как таковых.
От вашего тренера, Бориса Собкина, услышал, что вы играете с травмой руки.
Михаил Южный: Да, меня беспокоит локоть. Играть могу, но болевые ощущения есть - практически с начала года. Постоянно делаю процедуры.
Ваш творческий тандем с тренером Собкиным уникален. Неужели не было мысли поменять наставника?
Михаил Южный: Почему не было? Были мысли, и не один раз. Приходилось взвешивать все "за" и "против". А что касается секрета, то сотрудничество больше зависит от тренера, чем от игрока. Если наставник прогрессирует, постоянно дает теннисисту что-то новое, сам меняется, то нужны ли вообще перемены?!
Не прикидывали, как долго будете в туре?
Михаил Южный: Я не задумываюсь, сколько еще буду играть - год, два, три? Примеры разные бывают - некоторые уходят в 28 лет. Мне теннис доставляет удовольствие, у меня пока есть силы играть. Другое дело, устраивает ли меня тот уровень тенниса, который я демонстрирую в последнее время? Всегда хочется большего и лучшего.
В этом году пару вы играете с белорусом Максом Мирным, как был создан ваш дуэт?
Михаил Южный: Вообще-то мы выступали вместе еще в 2005 году. Потом еще несколько раз объединялись в пару, неплохо сыграли в Майами в прошлом году. В этом сезоне мне не хотелось искать кого-то для парного разряда - у Макса тоже не было партнера, вот и договорились. С ним я очень комфортно чувствую себя на корте.
У вас нет ощущения, что грядет новая волна в российском теннисе? По юниорам побеждают Дарья Касаткина, Андрей Рублев, еще Карена Хачанова постепенно вводят в сборную.
Михаил Южный: Рублев хорошо выступил на "Больших шлемах". Вообще ребята молодцы, но для того, чтобы оценивать их перспективы, надо постоянно с ними находиться. Знаю одно: впереди у них еще длинный путь.
У вас никогда не было желания бросить теннис?
Михаил Южный: У спортсмена, да вообще - у любого человека, хоть раз в жизни возникает желание бросить то, чем он занимается. Я не исключение.
Вы, москвич, можете себе представить, что будете, скажем, по окончании карьеры жить где-нибудь в Европе или Америке?
Михаил Южный: Нет, сейчас нет - только в Москве.
А помимо нашей столицы, есть любимые места, турниры?
Михаил Южный: Могу назвать турниры в Дубае, Мюнхене, в швейцарском Гштааде.
Раньше вы говорили, что хотели бы ездить по турнирам всей своей большой семьей. Удается?
Михаил Южный: Сейчас не только жена Юля - вся семья стала чаще меня сопровождать в туре. Старший сын, Максим, вырос, ему скоро пять лет, и он периодически со мной ездит на турниры. Младшему, Игорю, всего два годика, и он был пока только в Дубае. Конечно, когда с тобой родные и близкие, гораздо приятнее играть.