В заявлении Университета Амстердама, которому принадлежит археологический музей, где с февраля выставляется скифское золото, сказано: точку в этом вопросе поставит решение "квалифицированного или третейского судьи" либо соглашение сторон. Амстердамский археологический музей обязуется его исполнить. До тех пор он не будет возвращать коллекцию музеям Крыма, с которыми непосредственно заключались контракты, но также не отдаст ее Киеву, который настаивает на передаче артефактов в музейный фонд Украины. Напомним: уникальная выставка археологических находок под названием "Крым: золото и тайны Черного моря" открылась в Амстердаме за месяц до крымского референдума. Публично власти королевства упирают на то, что спор этот, прежде всего, межмузейный.
Практика показывает, что "музейные войны" с участием нескольких государств заканчивались, как правило, путем соглашения сторон. Так, три года назад нью-йоркский музей "Метрополитен" отправил в Египет 19 артефактов из гробницы фараона Тутанхамона, которые находились на территории США с 1948 года. Они были вывезены из Египта после того, как "Метрополитен" закрыл там штаб своей экспедиции. С тех пор Каир неоднократно пытался доказать, что древности принадлежат именно египтянам.
Также летом 2011 года на историческую родину - в Турцию - вернулся "сфинкс из Хаттуши". Статуя крылатого льва, найденная немецкими археологами при раскопках древней столицы Хеттского царства в 1915 году, хранилась в коллекции Музейного острова в Берлине. На территорию Германии ее отправили для реставрации, да там и оставили "ввиду распада Османской империи". После долгих переговоров немцы решили передать сфинкса Турции "в качестве жеста дружбы". По данным СМИ, у них не было выбора: в случае отказа немецкие археологи могли лишиться лицензии на раскопки на турецкой территории. А вот передавать египтянам знаменитый бюст Нефертити, который является главным украшением Нового музея, Берлин решительно отказывается. Немцы настаивают, что для этого нет никаких оснований, несмотря на громкие заявления египтян о том, что царицу у них "украли". Один из аргументов немецких ученых - мол, хрупкая Нефертити может просто не пережить переезда.
"Скифское" дело, когда в спор музейщиков оказались вовлечены сразу три стороны, признают уникальным. Отдаленно его можно сравнить с разбирательством между РФ и США за так называемую "библиотеку Шнеерсона" - коллекцию редких иудейских книг и рукописей, принадлежавшую в начале XX века духовному лидеру любавичских хасидов в Смоленской губернии и частично вывезенную в Польшу после революции. Основная же часть книг, никогда не покидавших пределы нашей страны, была национализирована в 1919 году и хранится в Российской государственной библиотеке. Принадлежность коллекции пыталось оспорить в судах хасидское движение "Агудас Хасидей Хабад" в США. Культурный обмен между Москвой и Вашингтоном был фактически заморожен, а из города Клинтон (штат Массачусетс) пришлось срочно эвакуировать выставлявшиеся там иконы из собрания Музея Андрея Рублева, поскольку возникла угроза ареста редких реликвий.