22.08.2014 00:00
Культура

Спор музейщиков о скифском золоте признают уникальным случаем

В "скифское" дело вовлечены сразу три стороны
Текст:  Екатерина Забродина
Российская газета - Столичный выпуск: №190 (6462)
Решение музея имени Алларда Пирсона в Голландии не передавать ни одной из сторон коллекцию скифского золота, вывезенного из крымских фондов на выставку в Амстердаме, вызвало большой резонанс.
Читать на сайте RG.RU

В заявлении Университета Амстердама, которому принадлежит археологический музей, где с февраля выставляется скифское золото, сказано: точку в этом вопросе поставит решение "квалифицированного или третейского судьи" либо соглашение сторон. Амстердамский археологический музей обязуется его исполнить. До тех пор он не будет возвращать коллекцию музеям Крыма, с которыми непосредственно заключались контракты, но также не отдаст ее Киеву, который настаивает на передаче артефактов в музейный фонд Украины. Напомним: уникальная выставка археологических находок под названием "Крым: золото и тайны Черного моря" открылась в Амстердаме за месяц до крымского референдума. Публично власти королевства упирают на то, что спор этот, прежде всего, межмузейный.

Музей Нидерландов никому не отдаст золото скифов до решения суда

Практика показывает, что "музейные войны" с участием нескольких государств заканчивались, как правило, путем соглашения сторон. Так, три года назад нью-йоркский музей "Метрополитен" отправил в Египет 19 артефактов из гробницы фараона Тутанхамона, которые находились на территории США с 1948 года. Они были вывезены из Египта после того, как "Метрополитен" закрыл там штаб своей экспедиции. С тех пор Каир неоднократно пытался доказать, что древности принадлежат именно египтянам.

Также летом 2011 года на историческую родину - в Турцию - вернулся "сфинкс из Хаттуши". Статуя крылатого льва, найденная немецкими археологами при раскопках древней столицы Хеттского царства в 1915 году, хранилась в коллекции Музейного острова в Берлине. На территорию Германии ее отправили для реставрации, да там и оставили "ввиду распада Османской империи". После долгих переговоров немцы решили передать сфинкса Турции "в качестве жеста дружбы". По данным СМИ, у них не было выбора: в случае отказа немецкие археологи могли лишиться лицензии на раскопки на турецкой территории. А вот передавать египтянам знаменитый бюст Нефертити, который является главным украшением Нового музея, Берлин решительно отказывается. Немцы настаивают, что для этого нет никаких оснований, несмотря на громкие заявления египтян о том, что царицу у них "украли". Один из аргументов немецких ученых - мол, хрупкая Нефертити может просто не пережить переезда.

"Музейные войны" с участием нескольких государств обычно заканчивались соглашением сторон

"Скифское" дело, когда в спор музейщиков оказались вовлечены сразу три стороны, признают уникальным. Отдаленно его можно сравнить с разбирательством между РФ и США за так называемую "библиотеку Шнеерсона" - коллекцию редких иудейских книг и рукописей, принадлежавшую в начале XX века духовному лидеру любавичских хасидов в Смоленской губернии и частично вывезенную в Польшу после революции. Основная же часть книг, никогда не покидавших пределы нашей страны, была национализирована в 1919 году и хранится в Российской государственной библиотеке. Принадлежность коллекции пыталось оспорить в судах хасидское движение "Агудас Хасидей Хабад" в США. Культурный обмен между Москвой и Вашингтоном был фактически заморожен, а из города Клинтон (штат Массачусетс) пришлось срочно эвакуировать выставлявшиеся там иконы из собрания Музея Андрея Рублева, поскольку возникла угроза ареста редких реликвий.

Музеи и памятники Суд