Насколько сегодня в среде молодых предпринимателей развит социальный бизнес?
Евгений Рахновский: От года в год популярность такого бизнеса растет. Достаточно большое число поддержанных нами проектов, около 30 из 130, реализуют как раз молодые люди. Они уже полностью подготовлены, обладают всеми необходимыми навыками и полноценно занимаются бизнесом, развивая социальное предпринимательство.
Что это за проекты?
Евгений Рахновский: Я могу рассказать на примере Нижегородской области. В прошлом году мы поддержали проект "Горький хостел". Это сеть гостиниц, доступных по цене для молодежи. Перемещаясь по стране, молодые люди имеют возможность остановиться в хороших условиях и осматривать культурный центр города. Открыты две гостиницы в центральной части Нижнего Новгорода общей емкостью свыше 100 мест. Есть и другие проекты.
В 2000-е годы было такое понятие социального предпринимательства, когда считалось, что если, бизнесмен платит все налоги, заботится о своих - это уже социально ответственный бизнес. А что включает в себя это понятие сейчас?
Евгений Рахновский: Это предпринимательская деятельность, но такая, когда человек сознательно вкладывает часть своей прибыли в решение социальных задач. Будь то трудоустройство инвалидов или выпуск социально значимой продукции. Например, средства реабилитации инвалидов. Молодежь - тоже социальная категория. Открытие таких хостелов, о которых я сказал ранее, как раз пример социально ориентированного бизнеса.
Насколько в принципе могут сочетаться зарабатывание денег и социальная функция?
Евгений Рахновский: Это не противоречит друг другу. Если человек это делает сознательно, он прекрасно понимает, что без экономической устойчивости у него не будет возможности решать какую-то социальную задачу. Это идет от внутренней установки человека, желание посредством бизнеса решать социальные вопросы общества.
Хостел - это все-таки достаточно крупный проект, связанный с отельным бизнесом, а насколько охотно молодые предприниматели занимаются социальными проектами в глубинке, где, например, закрывается последняя баня, а у муниципалитета нет средств на ее содержание?
Евгений Рахновский: Развитием сельских территорий, прежде всего, занимаются люди более старшего возраста, которые на местах имеют какую-то, скажем так, почву. Молодежь из деревень уходит в большие города. Но в Нижегородской области, например, есть поддержанный проект по переработке молока. Мы предоставили финансирование на создание мини-фермы и мини-молочного завода, который сейчас успешно реализуется. В связи с тем, что сейчас происходит в стране и мире, мы предполагаем, что развитие сельхозпроектов будет более перспективно. Думается, молодежь больше будет смотреть в эту сторону, это и будет социально ориентированный проект.