27.08.2014 00:52
Экономика

Андрей Исаев: Закон о монетизации льгот был необходим

Текст:  Андрей Исаев (председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов)
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (6465)
В августе исполнилось 10 лет со дня подписания легендарного 122-го закона, известного как закон о монетизации льгот. Процесс его принятия и внедрения вызвал шквал критики. Некоторые предсказывали, что он приведет к масштабным социальным бедам и катастрофам. Но эти прогнозы не сбылись так же, как в свое время прогнозы о всенародных восстаниях, связанных с принятием Трудового кодекса.
Читать на сайте RG.RU

Вместе с тем начало реализации 122-го закона спровоцировало существенные волнения и недовольство значительной части общества. По сути, это стало первым серьезным испытанием для новой власти: президента В. Путина и правящей партии "Единая Россия".

Сейчас не вызывает сомнений то, что закон в целом был необходим. В 90-е годы левое большинство Госдумы установило огромное количество натуральных льгот, большая часть которых оставалась только на бумаге, потому что федеральный бюджет был в 6 раз меньше их объема. В некоторых городах право на бесплатный проезд в общественном транспорте получили до 90% населения. Это приводило к тому, что существующие парки изнашивались, и на смену выходящим из строя государственным автобусам и троллейбусам приходили частные маршрутные такси без льгот. Были регионы, в которых из льготных лекарств удавалось получить в аптеке только бинты, йод и валидол.

В Минфине считают преждевременной монетизацию льгот чиновников

После вступления закона в силу большинство граждан предпочло деньги пакету натуральных льгот там, где было предусмотрено право выбора (лекарства, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном транспорте).

Но вернемся к истории принятия закона. Внесенный правительством проект был крайне жестким. Наш комитет по труду и социальной политике был единственным из 12 профильных комитетов Госдумы, давшим отрицательное заключение на этот законопроект в первом чтении. Мы настаивали на внесении в него поправок, и по требованию фракции "Единая Россия" было принято специальное постановление, которое оговаривало наиболее значимые и принципиальные изменения. Всего же было внесено больше тысячи поправок.

Из текста убрали практически все положения, расшатывавшие трудовое законодательство, замораживавшие федеральный МРОТ, снижавшие роль профсоюзов. Но определенные ошибки в нем оставались, и были исправлены уже последующими решениями.

Самым плохим в законе оказалась его реализация. Правительство затягивало подготовку, несмотря на то, что на собранных в конце 2004 года парламентских слушаниях мы прямо указывали на это. С 1 января 2005 года людям стали отказывать в бесплатном проезде и лекарствах, а деньги они получили только в конце января. Расчеты минфина по деньгам, призванным заменить льготы, оказались заниженными. В результате тысячи пенсионеров, пожилых людей вышли на улицы и протестовали против проводимых реформ.

Госдумой была создана специальная рабочая группа, которая мониторила ситуацию. В законодательство срочно вносились поправки. В итоге расходы на социальную сферу существенно возросли, и проблемы удалось разрешить.

Из произошедшего власть и партия парламентского большинства извлекли серьезный урок: сегодня ни одно решение, касающееся важных социальных вопросов, не принимается без длительных консультаций с теми, кого оно затрагивает.

Что касается нашей либеральной оппозиции, то ей стоит помнить: первый самый жесткий вариант 122-го закона был подготовлен нынешним оппозиционером М. Касьяновым, возглавлявшим тогда правительство. А последовательно проводил наиболее жесткую линию по этому закону и фактически провалил его внедрение тоже новоявленный либеральный оппозиционер - бывший министр финансов А. Кудрин.

Бизнес Госдума