Об этом на IV Молодежном бизнес-форуме "Поволжье" заявил директор нижегородского ГАУ "Центр развития экспорта" Владимир Селезнев. В частности он отметил, что при переговорах с зарубежными партнерами нужно обязательно учитывать специфику их менталитета, культуру ведения бизнеса и местные законы. Одно из важных правил - не только продавать свою продукцию, но и предлагать что-то выгодное взамен. Это может быть кооперация, или помощь в поиске партнеров в России, в таком ключе переговоры станут более конструктивными.
Также спикер привел примеры различного подхода к ведению бизнеса в разных странах:
- Допустим, вы собираетесь купить партию сотовых телефонов в Финляндии. Каждая модель будет в своей коробочке, они - в больших коробках, которые затем упакуют в фанерные ящики и обмотают непромокаемой пленкой. Для финнов это естественно. Покупая партию фарфоровой посуды в Китае, вы можете столкнуться с тем, что ее без особой упаковки сложат в коробки и отправят морем на открытой палубе корабля. Половина по дороге побьется, испачкается. Конечно, вы предъявите китайскому партнеру претензию: "Друг, ты что, не мог упаковать нормально?" На что он невозмутимо ответит: "А почему ты не сказал, как тебе надо упаковать, мы бы все сделали!" Такие вещи надо обязательно иметь в виду.
Во многих странах, особенно это касается арабских государств и Латинской Америки, где неформальные связи играют большую роль, важно иметь своего представителя из местных, иначе дело может долго не сдвинуться с мертвой точки. К слову, важность такого подхода растет и применительно к странам Европы, когда из-за обмена санкциями западные бизнесмены опасаются вести дела с россиянами. Свой представитель может стать "щитом от санкций", считает Владимир Селезнев.
Также в регионе действует "Евро Инфо Консультационный Центр - Нижегородская область" (ЕИКЦ), это представитель европейской сети поддержки предпринимателей, финансируется государством. Поэтому базовый набор услуг бесплатен. ЕИКЦ поможет найти потенциальных партнеров в России и ЕС, обеспечит ведение деловой переписки на английском для установления первичного контакта, обеспечит участие в бизнес-миссиях за рубежом, проконсультирует на тему особенностей законодательства РФ, подберет информацию по международным выставкам и ярмаркам.
- Часто руководители МСП думают, что работа на экспорт - удел только крупных компаний, но это не так, - уверен эксперт ЕИКЦ Сергей Трофимов. - Малые предприятия могут найти и занять свою нишу на мировом рынке, пусть объем их поставок и не будет большим. Например, есть российский производитель валенок, успешно поставляющий их за рубеж. Но при этом продукция его уникальна: валенки украшены вышивкой, стразами, могут быть на каблуке и так далее.
Малый бизнес боится развивать экспортную деятельность из-за ряда заблуждений. В частности, предприниматели опасаются, что им придется создавать экспортный отдел, нанимать специалистов, в совершенстве владеющих иностранными языками, решать вопросы растаможки и логистики. Однако, по словам Трофимова, все эти функции можно легко передать на аутсорсинг, рынок таких услуг очень развит, это сэкономит время и деньги.