Сегодня вступил в силу приказ Минстроя, которым утверждается свод правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию мостовых сооружений.
Документ не регламентирует процедуру обследований и испытаний мостов, он предназначен для проектировщиков.
Как пояснили "РГ" в ведомстве, свод правил "Сталежелезобетонные пролетные строения автодорожных мостов. Правила расчета" направлен на повышение надежности, долговечности и безопасности строительства и эксплуатации сталежелезобетонных автодорожных мостов, широко применяемых в практике мостостроения.
Напомним, сейчас обследования и испытания мостов производятся в соответствии со СНиП 3.06.07 - 86 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний" и его актуализированной редакцией - сводом правил СП 79.13330.2012 "СНиП 3.06.07 - 86 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний".
"Сегодня, как правило, отдается предпочтение сталежелезобетонным мостам с монолитной плитой, в то время как большинство существующих нормативных документов ориентировано на сборные конструкции плит, широко применявшиеся ранее, - рассказала "РГБ" директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Елена Жукова. - В этих условиях большое значение приобретает комплексный учет таких конструктивно-технологических факторов, как: последовательность бетонирования плиты проезжей части, усадка и ползучесть бетона, трещинообразование, саморазогрев бетона в процессе твердения, температурные перепады и другие, все эти моменты учтены в своде правил.
Эксперты уверены, что игнорирование или недостаточный учет указанных факторов может привести, даже во вновь построенных мостах, к таким дефектам, как провисы, сквозные трещины в плите, выпучивание стенок балок и т.д.
Предполагается, что новые правила расчета сблизят российские и европейские требования. Действительно, по словам Елены Жуковой, в проекте свода правил учтены требования еврокода 4.2 "Сталежелезобетонные мосты" в оценке трещинообразования в бетоне. Кроме того, использованы требования еврокода по упрощенной оценке образования трещин в бетоне на напряженно-деформированное состояние конструкции.
Оценку сопротивляемости нормальных к продольной оси моста поперечных сечений сталежелезобетонных балок наступлению предельных состояний рекомендуется выполнять путем расчета нормальных сечений по нелинейной деформационной модели, использующей диаграммы деформирования (состояния) материалов, составляющих поперечное сечение сталежелезобетонной балки: конструкционной стали, бетона и арматуры.