01.09.2014 00:01
Культура

В Санкт-Петербурге завершились музыкальные конкурсы Елены Образцовой

Как развивать талант поющих детей
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Федеральный выпуск: №197 (6469) Российская газета - Столичный выпуск: №197 (6469)
В Петербурге завершились два конкурса Елены Образцовой: V Конкурс юных исполнителей и I Конкурс камерной музыки памяти испанской певицы Кончиты Бадиа. Сама примадонна по состоянию здоровья не смогла в этом году присутствовать в жюри. Но на обоих конкурсах в жюри активно работала выдающаяся российская певица Галина Писаренко, одна из лучших камерных певиц и Татьян в "Онегине" своего времени, педагог звездной сопрано Альбины Шагимуратовой.
Читать на сайте RG.RU

Вы слушали два конкурса одновременно. Какое впечатление?

В Москве открылся военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня"

Галина Писаренко: В этом году уровень и юных, и взрослых участников оказался неожиданно высоким, было много голосистых, талантливых детей, способных выражать сущность музыки. А на конкурсе Кончиты Бадиа песни испанских композиторов так заражали русских певцов, что финалистов выбрать было очень непросто. Признаюсь, я сама с удовольствием сходила бы на сольные концерты лауреатов конкурса этого года, у которых услышала и тонкую нюансировку, и глубокое понимание смысла музыки и слов, и вдохновение.

А как вы относитесь к детским конкурсам? Это ведь сильный стресс для детей.

Галина Писаренко: Когда волна детских конкурсов начиналась, я была против их проведения. Мне казалось, что голос сможет сломаться и лучше ждать до 14-16 лет, когда организм окрепнет и пройдут периоды, опасные для голоса. В то время, лет пятнадцать назад, на конкурсах иногда возникали дикие ситуации, когда маленький мальчик выходил петь арию Германа, а девочка - Лизу из "Пиковой дамы" Чайковского. Но мы очень много работали с педагогами на этих детских конкурсах, и сегодня ситуация изменилась, детей перестали перегружать, стали давать репертуар по силам, и им стало легче петь. К вопросу о необходимости конкурсов: те, кому голос дан, все равно поют с детства, поэтому пусть пробуют выступить и на публике. Самое важное, что мы не упускаем их в сторону эстрады, где их голоса могут не только огрубиться, но и попросту стереться. Когда дети поворачиваются в сторону классики, начинают петь романсы, маленькие арии, народные песни, любовь к музыке у них будет только расти, голоса окультурятся, станут пригодными для профессиональных занятий.

Как родителям не упустить вокально одаренного ребенка?

Галина Писаренко: Ни в коем случае не надо силой таскать ребенка по конкурсам, стремясь сделать из него "звезду". В конце концов, настоящий талант сможет проявиться и позже, поэтому лучше дать ему "дозреть". Если ребенок дома много поет, родители чувствуют, что всем это нравится, покажите его для начала хорошему педагогу в музыкальной школе, где почти везде есть дисциплина "Вокал". Но главное - заниматься не вокалом, а музыкой, чтобы уметь потом хорошо петь. Надо научиться играть на пианино, скрипке, тогда музыкальное сознание, мышление ребенка будут на другом уровне, он очень быстро начнет развиваться.

Кстати

Гран-при 40 000 рублей на V Конкурсе юных исполнителей завоевал 13-летний Валерий Макаров из Самары, ставший для публики откровением в барочной арии из оперы Люлли.

Классика Санкт-Петербург Северо-Запад