Он обратил внимание на то, что не было "пробелов" в регулировании, а переходный период участники рынка особо не почувствовали. При этом, по словам Волошина, уже заметно повышение качества регулирования. "ЦБ сохранил все хорошие практики ФСФР, в частности, плотное взаимодействие с участниками рынка", - отметил он.
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов похвалил команду ФСФР, большая часть которой перешла в новую организационную структуру, а также отметил, что перейти на эту структуру удалось раньше, чем планировалось. Следующий этап продлится до 2018 года, среди задач на этот период - переход к макронадзору, создание конкурентной среды, рынков сбыта, повышение финансовой грамотности. Швецов также обратил внимание, что введение санкций по финансовому сектору, связанное с геополитическим кризисом, заставляет мегарегулятор обратить внимание на стратегию развития финансового рынка, предусмотренную законом о ЦБ. Работа над изменениями уже началась, и, по словам Швецова, определенные корректировки будут внесены. Какие именно, первый зампред ЦБ уточнять не стал, подчеркнув, что в целом стратегия по глобализации и участию России в глобальном рынке неизменна.
Разочарованием Швецов назвал непринятие закона о саморегулируемых организациях (СРО). По его словам, ЦБ брал на себя функции мегарегулятора, а СРО - создание стандартов деятельности в разных сегментах финансового рынка. Чиновник подчеркнул, что банковское регулирование подходит не везде, поэтому стандарты - ключевой элемент в создании новой парадигмы работы финансового рынка. Несмотря на отсутствие закона, работа в этом направлении уже началась, добавил он. Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что законопроект о СРО готов, и уже в первой половине сентября может быть рассмотрен на заседании правительства.
Участники финансового рынка отметили, что опасались потери эффективности регулирования и его непрерывности при переходе к мегарегулятору, но этого не произошло. По словам врио генерального директора СК "Альянс Жизнь" Дмитрия Попова, наоборот, уже заметен "качественный скачок" в регулировании, и страховое сообщество видит улучшение во взаимодействии с регулятором. В частности, он обратил внимание на то, что достигнуты договоренности по вещам, которые раньше были в области пожеланий. "Больной для страховщиков вопрос о тарифах по ОСАГО сейчас впервые проанализирован объективно, - отметил Попов. - Есть актуарная позиция ЦБ, есть позиции актуариев страхового сообщества и базис для нормальной дискуссии с учетом всех аргументов".
Взаимодействием с мегарегулятором довольны и участники рынка ценных бумаг. Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев рассказал о том, что было принято указание о снижении размера собственных средств профессиональных участников рынка. Вчера документ вступил в силу. Тимофеев назвал его основополагающим для индустрии посредников, но добавил, что реформа еще не завершена. Важная ее часть - усиление роли СРО, т.к. размер собственных средств некоторых участников рынка зависит от их членства в СРО.
Председатель совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов отметил, что пенсионное сообщество выступало за максимальную концентрацию регулятивных и надзорных функций в ЦБ. Раньше рынок регулировался четырьмя ведомствами - ЦБ, минфином, минтрудом и ФСФР, и в такой системе координат, по мнению Угрюмова, акционирование НПФ и создание системы гарантирования пенсионных накоплений было бы невозможно. Как и другие участники финансового рынка, он подчеркнул крайне высокий уровень взаимодействия с мегарегулятором и отметил, что рынок "слышат как никогда". По словам Угрюмова, главные опасения были связаны с тем, что пенсионному сегменту начнут навязывать стандарты банковской деятельности, но этого "пока не произошло". Он отметил, что ужесточение регулирования и контроля за финансовой деятельностью НПФ было внутренней потребностью рынка.
В целом, как считают участники рынка, год - слишком маленький срок, чтобы подводить итоги. Многие вещи невозможно сделать за такой короткий срок, поэтому реальные выводы можно будет сделать к 2018 году, когда закончится последний этап перехода к мегарегулятору.