Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение. Ставка для авто с двигателями небольшого объема вырастет на десять центов за кубический сантиметр. Для бензиновых "моторов" свыше трех тысяч и дизельных более 2,5 тысячи "кубиков" повышение составит 15 центов.
- В последние годы в стране фиксируется интенсивный рост количества транспортных средств и высокая концентрация их в городах. Загрязнение воздуха и других составляющих биосферы выхлопами автотранспорта в настоящее время представляет собой насущную проб-лему. В состав выхлопных газов автомобиля входит более 200 различных химических веществ и соединений. При этом, согласно таможенной статистике, ежегодно в Киргизию ввозится более 60 тысяч машин, возраст которых 10-12 лет. На них не распространялись экологические стандарты, - отмечается в справке-обосновании минэкономики.
Еще одной проблемой, по мнению экспертов, является то, что автомобильный парк растет
быстрее, чем население страны. Но дорожная инфраструктура развивается очень медленно и уже сегодня не рассчитана на существующее количество автотранспортных средств.
Также чиновники отмечают: если республика, как было заявлено, вступит в 2015 году в Таможенный союз, пошлины на ввозимые автомобили все равно придется повысить в соответствии с требованиями объединения. Тарифы "большой тройки" составляют 25-35 процентов от стоимости ввозимой машины. В КР этот показатель не превышает 10 процентов.
- Повышение будет поэтапным, к 2020 году мы сравняем стоимость таможенной очистки автомобилей с требованиями ТС, - отметила завотделом нетарифного регулирования минэкономики Киргизии Бюбюсара Токтоналиева. - Ставки будут расти непропорционально - с тем расчетом, чтобы ввозить в Киргизию старые автомобили становилось не выгодно. На первом этапе стоимость "растаможки" легковой машины повысится в среднем на 200 долларов.
Против неожиданного роста тарифов выступили автодилеры, поставляющие в страну машины. А также немалое число рядовых граждан, заказавших "железного коня" из-за рубежа и в данный момент ждущих его доставки. В среднем автомобиль, заказанный из Европы, Японии или США, доставляется в Киргизию не меньше месяца. Это значит, что авто, купленное в июле, будет растаможено в сентябре уже по новым ставкам. В результате покупатели должны будут заплатить больше, чем они рассчитывали. А отдельные фирмы-поставщики уже заявили, что внезапная инициатива правительства приведет их к банкротству.
- Предлагаемый рост таможенных тарифов станет причиной резкого роста цен на авторынках страны, - объяснил глава Союза автомобилистов КР Канат Нагаев. - Киргизстанцы перестанут заказывать авто из-за рубежа и придут покупать их на местных площадках. Этим не замедлят воспользоваться перекупщики. Есть и другие негативные последствия инициативы. Министерству экономики нужно продумать все нюансы, чтобы сделать повышение ставок менее болезненным для населения и бизнеса.
Автолюбители Киргизии заявляют: если стоимость таможенной очистки автомобилей дойдет до уровня Казахстана и России, автомобиль в республике станет роскошью.
- В странах ТС из-за высоких пошлин автомобили продают существенно дороже, чем в Киргизии, - отметил член республиканского автоклуба Алексей Вакин. - В Казахстане ввозимая из Японии легковушка 2004 года с объемом двигателя 2,4 тысячи кубических сантиметров будет растаможена за 16,7 тысячи долларов. В КР эта сумма составит всего 720 долларов. Но автолюбители государств ТС имеют большую, нежели в КР, покупательскую способность. Также там хорошо развита система предоставления авто в кредит. В Киргизии повышение цен до уровня "большой тройки" станет катастрофой - причем как для населения, так и для работающих в этом сегменте бизнесменов.
Тем временем
Стало известно, что сроки повышения таможенных пошлин на ввоз автомобилей будут передвинуты. Об этом сообщил заместитель министра экономики КР Данил Ибраев. По его словам, решение о вступлении документа в силу критически встретило население, поэтому решено с повышением цен не торопиться. Чиновник подчеркнул: таможенные ставки в любом случае будут повышены в соответствии с требованиями Таможенного союза. Возможно, новые ставки на импортные автомобили начнут действовать с января 2015 года.