03.09.2014 21:09
Экономика

Челябинские ритейлеры назвали условия снижения цен

Челябинские торговые сети разорвут контракты с поставщиками, необоснованно завышающими цены
Текст:  Арина Мироненкова (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6472)
В супермаркетах Южного Урала рост цен на некоторые продукты питания уже достиг 30 процентов. Лидер удорожания - красная рыба, за ней следуют кофе, кондитерские изделия. Увеличилась также стоимость пресервов, мяса птицы и яиц. Региональные власти пригласили к диалогу представителей сетевого ритейла, чтобы вместе разобраться в ситуации.
Читать на сайте RG.RU

Пропуск для местных

Южноуральские сельхозпроизводители гарантируют продовольственную безопасность области, в связи с чем рост цен на социально значимые продукты, по мнению областных чиновников, не оправдан.

- Местные аграрии обеспечивают область основными продуктами питания на сто процентов, правда, по объемам заготовки молока есть небольшое отставание, но на него установлена выгодная цена, поэтому проблем быть тоже не должно, - говорит начальник управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка регионального минсельхоза Анатолий Малишевский. - Однако так сложилось, что наших производителей не жалуют торговые сети, которые стараются как можно больше продукции завезти со стороны, а местной пренебрегают. Считаю, сейчас как раз то время, когда представителям торговли нужно обратить внимание на местных сельхозпроизводителей, да и жителям пора стать патриотами - покупать отечественное.

ЕС потеряет на отмене экспорта продуктов до 5 миллиардов долларов

В настоящее время в регионе ведется постоянный мониторинг цен, работает "горячая линия", куда уже поступило свыше 40 жалоб от южноуральцев на повышение стоимости социально значимых продуктов. Отслеживают ситуацию с ростом цен и предоставляют данные в Челябинское УФАС и руководители сетевого ритейла.

- На многие продукты цены в супермаркетах за последнюю неделю августа подросли. Наверное, проще сказать, на какие товары они не изменились. Мы изучаем предложения, будем искать новых поставщиков более дешевых продуктов, не уступающих прежним по качеству, - говорит коммерческий директор региональной торговой сети Сергей Кийко. - Сейчас выходим на местных производителей гораздо активнее, чем раньше. Отказываемся от сотрудничества с теми партнерами, кто необоснованно решил повысить цены, воспользовавшись ситуацией с эмбарго. В конце августа мы заключили уже пять новых договоров с поставщиками местной продукции.

По словам представителей ритейла, супермаркеты сегодня максимально открыты для местных производителей: в реализации их продукции заинтересованы не только региональные, но и федеральные сети. Такое непривычное дружелюбие объяснимо: пустые полки, как и чрезмерный рост цен, отпугнут даже постоянных покупателей, а это скажется на прибыли торговых компаний.

В связи с переменами уже заметны кое-какие корректировки в ассортименте торговых "мастодонтов": продукты, производимые по ГОСТу, постепенно вытесняет товар с ТУ, на прилавках появляется более дешевая колбаса с добавлением курятины, молоко и творог все чаще с пониженной жирностью, при этом молочная продукция отныне преимущественно "в пленке" - она дешевле тетрапаков. Впрочем, снижения розничных цен в Челябинской области пока не наблюдается, разве что на местные сезонные овощи, уборка которых как раз началась.

Пора умерить аппетиты

Региональные власти обратились к представителям крупного ритейла с рекомендациями по сдерживанию необоснованного роста цен. Сегодня в Челябинской области в 20 муниципалитетах на долю различных торговых сетей приходится значительная часть розничного рынка продовольствия - свыше 35 процентов, следовательно, именно они играют определяющую роль в формировании цен.

- Челябинское УФАС обратилось с рекомендациями к представителям сетевого ритейла на Южном Урале, в которых изложена необходимость выбора тех поставщиков продуктов питания, которые обеспечат не только их бесперебойную поставку в супермаркеты, но и установят экономически обоснованную цену, - говорит заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Семенова. - Также мы обратились к сетям с призывом зафиксировать на год торговую надбавку на социально значимые товары. И с учетом того, что на отдельные группы товаров цены уже повысились, мы рекомендовали сетям надбавку снизить. Учитывая специфику ведения сетевого бизнеса, это существенно не повлияет на уровень рентабельности.

Медведев лично проинспектирует продовольственные магазины

- Торговая надбавка сетей и так неизменна в течение всего года, поэтому прямой заинтересованности сетевиков в повышении стоимости продуктов питания нет, - отмечает Сергей Кийко. - Напротив, рост цен способен значительно уронить объем продаж, что ритейлу крайне невыгодно.

По словам руководителя отдела закупа местной торговой сети Натальи Богатовой, в настоящее время торговая наценка на социально значимые товары варьируется от 3 до 7 процентов, опускать ее ниже нет возможности. А рост цен в торговых сетях вызван исключительно скачком цен поставщиков.

Предприятия пищепрома после введения эмбарго стали все чаще уведомлять торговлю о повышении цен на свою продукцию, ссылаясь на смену дистрибьюторов из-за введения ограничений по импортному сырью. Часть поставщиков заявила о смене оборудования, оправдывая рост цен затратной модернизацией, кто-то решил прикрыться увеличившимися тратами на транспортировку и ГСМ.

- Пока непонятно, можем ли мы на законных основаниях требовать от поставщиков предоставить экономическое обоснование повышения цен на их продукцию, - говорит Сергей Кийко. - Со своей стороны мы готовы к снижению торговой наценки на социально значимые товары, но как сделать, чтобы поставщики разделили с нами эту ношу? Считаю, целесообразно было бы начать разговор о ценах с производителями, переработчиками и поставщиками продуктов питания, так как сети далеко не первые в этой цепочке. А в итоге получается, что все жалобы обращены к нам, а это несправедливо: мы остаемся вечными "мальчиками для битья".

Однако, по мнению Елены Семеновой, именно торговые сети оказывают наибольшее влияние на рынок продовольствия в целом. Рычаги воздействия на поставщиков, в том числе и на их политику ценообразования, у ритейлеров есть, и весьма эффективные.

Открыть карты

По словам замруководителя УФАС, в ближайшее время каждому участнику продовольственного рынка Южного Урала предстоит сформировать собственную торговую политику и сделать ее максимально прозрачной.

- Информация о торговых наценках в сетях, о реальной стоимости продукции сельхозпроизводителей, о процентных ставках поставщиков должна стать открытой, ее необходимо размещать на официальных сайтах компаний, - отмечает Елена Семенова.

Региональные торговые сети уже подтвердили готовность открыть такие данные. Но не федеральные.

Южноуральцев накормят форелью

- В этом как раз и кроется проблема, - считает заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. - Пока на диалог с властью о сдерживании цен идут преимущественно региональные игроки, в первую очередь законопослушные, которые стараются быть более лояльными к местным товаропроизводителям.

Последние, кстати, и не скрывают, что ситуация с эмбарго для них - спасательный круг, который позволит выйти на нормальный уровень рентабельности.

- У нас появилась возможность погасить накопленные долги, многие местные сельхозпроизводители расплатились по кредитам, есть надежда, что установится более справедливый ценовой диапазон, и местные игроки займут на рынке продуктов питания достойное место, - говорит директор по продажам крупной птицефабрики Евгений Шеповалов. - В прошлом году компания была вынуждена поставлять в торговые сети мясо птицы по цене ниже себестоимости, приходилось брать кредиты даже на выплату зарплаты рабочим. Сейчас мы просто установили справедливую цену на свою продукцию.

Помимо открывшегося доступа в сети у местных предприятий вскоре появится возможность более успешно участвовать в госзакупках. В настоящее время в области актуализируется список сельхозпроизводителей, с которыми заказчикам будет рекомендовано работать.

комментарий

Алексей Лошкин, начальник главного контрольного управления Челябинской области:

- Речь идет об увеличении доли местных сельхозпроизводителей в госзаказе, в частности, о закупках продуктов питания для социальной сферы: детсадов, школ, больниц. К сожалению, раньше южноуральские производители были представлены в общей системе госзакупок крайне скудно, а наличие посредников между производителем и заказчиком продукции ведет к увеличению ее стоимости минимум в два раза.

Товары и цены Челябинская область Урал и Западная Сибирь