В 1779 году английский подросток Нэд Лудд молотком разбил две чулочновязальные машины, предположительно в приступе ярости от того, что чересчур хитрые механизмы оставили его и его отца без работы. Лудд считал, что машины сделали сложное чулочновязальное дело доступным низкоквалифицированным рабочим. Своим поступком он положил начало целому движению луддитов, крушивших станки и агрегаты по всей Великобритании. "Кто сломал машину? Нэд Лудд, конечно, кто же еще?” - смеялись англичане рядом с очередной механической жертвой пролетарского гнева.
В феврале 2014 года посетители одного из баров в Сан-Франциско напали на Сару Слокум, которая демонстрировала работу "умных очков" Google Glass своему знакомому. Ей угрожали, кидались в нее мокрыми тряпками и даже неоднократно показали средний палец. Во время заварушки несчастную девушку ограбили, утащив сумочку и телефон. Впоследствии это вынудило многие рестораны и бары в США отказаться от обслуживания посетителей, нацепивших на нос Google Glass.
Между этими событиями - больше двухсот лет потрясающего технического прогресса, который, тем не менее, так и не смог убедить всех людей в своей неоспоримости. И все же период от аллергии на новую технологию до ее повсеместного внедрения сократился до минимума.
Мы уже давно запустили гаджеты в свою душу - миллионы людей по всему миру начинают свой день с проверки электронной почты, а заканчивают его (возможно, чуть позже, чем хотелось бы) просмотром ленты новостей в социальной сети. Все это они делают с мобильных устройств. Февральское исследование компании Nielsen показало, что средний американец проводит в мобильнике 34,5 часа в месяц, средний британец - 42 часа, итальянец - 37. Открытых цифр по России пока нет, но вряд ли они сильно отличаются от мирового тренда.
Конечно, подобное увлечение технологиями деформирует социальные навыки, что уже не раз было высмеяно поп-культурой. "Может, ты все-таки будешь смотреть на меня во время разговора, если я прилеплю твой телефон себе на лоб?" - спрашивает девушка зависшего в мобильнике парня на одной из популярных в сети карикатур.
С другой стороны, мобильные технологии сильно облегчают и улучшают нашу с вами жизнь, высвобождая определенную часть времени на то, что нам действительно нравится. Носимая электроника, а в перспективе и киборгизация, то есть вживление микросхем прямо в тело, должны сделать наше взаимодействие с гаджетами более естественным, быстрым и менее раздражающим.
Естественно, за все в современном информационном обществе необходимо платить. Другое дело, что не всегда деньгами. За возможность пользоваться замечательными сервисами Google, Facebook, Яндекса и многих других компаний мы платим нашими персональными данными. На основе наших предпочтения, поведенческих моделей, пола и возраста корпорации решают, как выгоднее продать нас как целевую аудиторию рекламодателям. C другой стороны, и рекламные сообщения, и контекстуальные сервисы становятся более умными, учитывающими наши данные и интересы. В конечном итоге все это экономит время и показывает нам то, что может заинтересовать нас с большей долей вероятности.
За популяризацию носимой электроники и все большее сближение гаджетов с человеческим телом тоже придется заплатить свою цену. Этические, медицинские и правовые аспекты этой проблемы будут все активнее обсуждаться в современном обществе. Однако как бы сильно определенная часть этого общества не препятствовала прогрессу, его вряд ли удастся остановить.
Уничтожение машин на рубеже XVIII-XIX веков было признано индустриальным саботажем, наказуемым смертной казнью. 17 луддитов были казнены, многие сосланы в Австралию. Надеюсь, что в наше время все ограничится лишь небольшими потасовками в барах.