Как только стал известен предположительный расклад голосов на референдуме, премьер Великобритании Дэвид Кэмерон сразу же отправился на переговоры к Королеве Елизавете II (которая, кстати, сейчас находится в Шотландии, где традиционно принимает участие в "Играх горцев"). В британских СМИ эту встречу уже окрестили "кризисными переговорами", поскольку очевидно, что в оставшиеся дни Лондону необходимо принять экстренные меры, чтобы удержать Шотландию. Формально королева должна сохранять нейтралитет в политических вопросах. Тем не менее несложно догадаться, что в последние месяцы все внимание Букингемского дворца сосредоточено на предстоящем волеизъявлении в Шотландии.
Официальный представитель королевской семьи сообщил журналистам: "Королева проявляет большой интерес к референдуму, как это бывает в случае со всеми значимыми вопросами общественного обсуждения, министры и должностные лица постоянно информируют Ее Величество в обычном порядке". В то же время приближенные отмечают, что "королева - унионист", а возможность независимости Шотландии "ужасает ее" и ставит монархию на "неизведанный путь конституционного кризиса".
В такой атмосфере даже запланированная поездка в Бремар на шотландские "Игры горцев" приобрела особое значение. Ведь в течение последних дней первые полосы шотландских газет пестрели фотографиями королевы Елизаветы и принца Чарльза. А сами шотландцы отметили, что в этот раз королева с особым воодушевлением наблюдала за традиционными танцами и соревнованиями.
До последнего момента не давала сбоев и тактика Дэвида Кэмерона. Премьер не участвовал в прямых дебатах с первым министром Шотландии Алексом Салмондом. Тем не менее едва ли не в каждом публичном выступлении Кэмерон находил возможность, чтобы раскритиковать доводы лидера кампании за независимость Шотландии. К примеру, на втором раунде теледебатов Салмонд заявил, что экономика Шотландии жизнеспособна и, получив независимость, может отказаться обслуживать свою часть национального долга. Но Кэмерон напомнил "сепаратистам", что они не только не знают, какой валютой будет пользоваться Шотландия, но даже не представляют, какие на них обрушатся долги. "Каждый знает, что если вы разводитесь, то перестаете пользоваться общим банковским счетом или кредитной картой, - иронизировал Кэмерон. - И невозможно заставить кого-то взять на себя свой будущий долг, если ты еще не разобрался с прошлыми долгами".
Очередную порцию страшилок о будущем независимой Шотландии британский премьер высказал на саммите НАТО в Уэльсе. Кэмерон не упустил шанс напомнить, что, став независимыми, шотландцам предстоит в одиночку бороться с террористами. "Один из наиболее сильных доводов для тех из нас, кто хочет видеть Великобританию единой, заключается в том, что в опасном и нестабильном мире террористических и других угроз не лучше ли остаться частью Соединенного Королевства?" - заявил премьер. Он также отметил, что Великобритания входит в число пяти стран с самыми крупными оборонными бюджетами в мире. И пользоваться этим преимуществом можно, лишь "оставаясь вместе".
Еще пару недель назад такие аргументы казались достаточными. А опросы общественного мнения раз за разом предсказывали поражение идеи о независимости Шотландии. По мнению шотландских репортеров, число сторонников независимости увеличилось не за счет сомневающихся, а за счет тех, кто раньше был против независимости. "В Шотландии эта дискуссия велась годами. Но остальная Великобритания не обращала на это внимания, потому что считала, что заранее знает результат, - отметила шотландская журналистка Дебора Орр. - Но за последние месяцы шотландцы осознали, что нас услышат, нас заметят, только если мы скажем "да".
Британские СМИ считают, что последние результаты опроса общественного мнения только укрепят стремление шотландцев к свободе. Вопрос уже стоит не столько в самой независимости, сколько в желании быть услышанными правительством. Тем не менее шотландцы искренне хотят сохранить добрые отношения с Англией. А большая часть населения считает, что королева Елизавета II, даже в случае обретения независимости, должна оставаться главой страны.
Впрочем, Лондон перепробовал еще не все способы, чтобы предотвратить развод с Шотландией. Уже известно, что за три дня до референдума премьер Великобритании Дэвид Кэмерон планирует выступить с финальным словом под рабочим названием "лучшее от двух миров", в котором в последний раз попытается убедить Шотландцев остаться в составе Соединенного Королевства. Кроме того, многие британцы помнят лаконичное, но очень трогательное выступление королевы Елизаветы II в 1977 году, накануне референдума о расширении полномочий местных правительств в Шотландии и Уэльсе. "Среди моих предков есть короли и королевы Англии и Шотландии, принцы Уэльса, поэтому я готова понять ваши устремления. Но я не могу забыть, что я была коронована королевой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии", - сказала тогда королева. 37 лет назад эти слова подействовали, и результаты референдума не привели к большей автономии Уэльса и Шотландии. Но услышат ли королеву в этот раз?
Референдум о независимости в Шотландии