Протокол по итогам переговоров в столице Белоруссии опубликовала ОБСЕ. В соответствии с этим документом противоборствующие стороны остаются на позициях, которые они занимали на момент объявления о прекращении огня.
В целом договоренности в Минске состоят из трех ключевых блоков. Первый - прекращение огня и отвод войск. Второй - обмен пленными и предоставление гуманитарной помощи. И третий, который может стать основой для будущего политического диалога, - принятие Украиной закона об особом статусе "отдельных районов" Донецкой и Луганской областей. На основании этого закона в регионах пройдут досрочные выборы и будут сформированы новые органы власти. В документе ОБСЕ этот пункт, в частности, дословно сформулирован таким образом: "стороны договорились осуществить децентрализацию власти".
Это будет сделано в том числе путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". При этом документ не конкретизировал, в чем именно заключается этот статус и будет ли он применим только к двум регионам или получит распространение в других областях с преобладанием русскоязычного населения. Участник контактной группы Игорь Плотницкий, представлявший Луганскую народную республику на встрече в Минске, дал свое видение возможных положений нового украинского закона, которому предстоит регламентировать особые права Донбасса.
По его мнению, цитирую МИА "Россия сегодня", будущий документ "должен не только дать свободу народному самоуправлению, но и закрепить право жителей Донецкой и Луганской республик самостоятельно формировать народные отряды вооруженных граждан для охраны общественного порядка". Как считает собеседник агентства, отношения регионов с Украиной следует строить на договорных началах, зафиксировать статус русского языка и не мешать свободным экономическим связям с Россией.
Однако минские соглашения не детализировали положения будущего закона "об особом статусе отдельных районов", что в перспективе существенно осложнит выработку итогового соглашения. Многое зависит от результатов, намеченных на конец октября выборов в Верховную раду. По мнению экспертов, победа сторонников "партии войны" во главе с премьером Арсением Яценюком и радикалом Олегом Ляшко сведет к нулю итоги минской встречи и приведет к возобновлению боевых действий. Напротив, успех новой политической силы президента Порошенко - партии "Солидарность", даст Украине шанс на постепенное внутриполитическое урегулирование.
Другой важный пункт достигнутых в Минске договоренностей - отказ Киева от преследования и наказания лиц, участвовавших в событиях на Донбассе. А также вывод незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины.
В ближайшее время стороны конфликта продолжат согласование меморандума по реализации режима прекращения огня. Документ придет на смену принятому в белорусской столице протоколу о прекращении огня.
Под протоколом по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы стоят подписи представителя ОБСЕ Хайди Тальявини, второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России в Украине Михаила Зурабова, представителей ДНР Александра Захарченко и ЛНР Игоя Плотницкого. Фото: obse.org.
Необходимость развернутого соглашения, которое регулирует множество технических вопросов, объяснил российский посол на Украине Михаил Зурабов. По его словам, "существуют две версии меморандума - украинская и наших партнеров". В этих версиях много сходных позиций, что, по мнению главы дипмиссии РФ, "вселяет определенные надежды". Вместе с тем Зурабов подтвердил существование значительного числа нерешенных вопросов: "технически сложно обеспечить прекращение огня по понятным причинам - много тяжелой техники, существует определенный уровень недоверия".
Глава МИД Италии Федерика Могерини, которая с первого ноября займет пост высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности, назвала договоренности в Минске "первым конкретным сигналом к миру". "Мы все работали для того, чтобы был найден выход из кризиса именно дипломатическим путем", - подчеркнула она.
В свою очередь, глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский убежден, что решение президента Порошенко о перемирии было заранее "согласовано с Европой и США". "Вряд ли президент Украины решился бы на столь важный шаг без их согласия, особенно учитывая неоднозначное отношение к этому шагу в правительстве", - утверждал украинский эксперт.