Вчера обсуждали энергетику, сельское хозяйство, инновации и технологии, японские инвестиции в российский Дальний Восток и совместное использование природных богатств региона, а также медицину, точнее, новые методы лечения рака.
Именно эти направления интересуют японский бизнес, сказал Сасаки Норио, зампредседателя Федерации экономических организаций Японии. Господин Норио возглавляет Российско-японский экономический комитет. Он был создан в годы холодной войны - даже она не оборвала сотрудничество между нашими странами, а с 90-х годов оно развивается особенно быстро, подчеркнул Норио.
Фактически центральной темой стала энергетика. Японцы готовы поделиться с нами опытом в энергосбережении. А Россия может увеличить поставки газа в Японию. После аварии на АЭС "Фукусима-1" японцы отказались от ставки на мирный атом и начали наращивать поставки сжиженного газа в страну. И, сказал Норио, надеются, что России будет принадлежать значительная доля на их рынке . Почему - очевидно: географическая близость России и гарантия стабильности поставок. Для этого реализуются масштабные инвестпроекты, прежде всего строительство газопровода "Сила Сибири". Политических предубеждений против российского газа у Японии нет.
Японцы готовы вкладывать в Россию с ее огромной емкостью рынка. Они внимательно следят за изменением условий для ведения бизнеса в нашей стране - здесь Норио напомнил значительный дрейф России в рейтинге Doing Business в последние годы. Уже сейчас на японских предприятиях в России работает свыше 35 тысяч человек, они производят продукции на 100 миллиардов рублей в год. Это, прежде всего, автомобили и стройтехника, оборудование. По результатам опроса японских предпринимателей, почти 57 процентов из них уже работают с Россией как импортеры, экспортеры или инвесторы, еще свыше 20 процентов рассматривают такую возможность. Почти 60 процентов топ-менеджеров считают привлекательным для инвестиций наш Дальний Восток. Для этого, считает Норио, российские власти в последнее время сделали очень много.
В России японский капитал ценится на вес золота. Ведь с ним приходят передовые технологии и методы управления, развитая корпоративная культура. Однако пока объем накопленных японских прямых инвестиций в Россию намного уступает инвестициям, например, из Евросоюза. Японские предприниматели недовольны административными барьерами и уровнем безопасности бизнеса, сказал Норио. Другая проблема - транспорт. Логично было бы использовать потенциал Транссибирской магистрали для обмена грузами между Японией и Россией, а дальше - со странами ЕС. Однако Транссиб для японцев слишком медленный, перевозки по нему дорогие. Сделать эту дорогу скоростной невозможно без создания крупных транспортных узлов, сказал Норио. Поэтому, считает он, целесообразнее развивать транссибирские воздушные перевозки. Получится и быстрее, и экономичнее.
Второй Российско-Японский форум открылся в Москве