Госпрограмма вооружения на 2016-2025 годы станет уже пятой крупной госпрограммой в этой области за последние 20 лет. И если на 2001-2010 годы было выделено 2,5 трлн. рублей, то на ныне действующую (2011-2020 годы) - уже свыше 20 трлн., кроме того, около 3 трлн. - на развитие предприятий ОПК. Задача стояла непростая: нужно было в сжатые сроки перевооружить армию и флот, модернизировать оборонную промышленность, но это не связано "с какой-то гонкой вооружений", объяснил президент.
Сейчас обеспеченность армии и флота вооружениями и техникой - стопроцентная, при этом доля современных образцов вооружения - 30%. Только в этом году в войска поступило свыше 3,6 тысячи единиц основных вооружений (68% от количества по контрактам) и почти 241 тысяча единиц прочих образцов (30%).
Новая госпрограмма вооружений должна учитывать положения основных документов стратегического планирования в сфере обороны и безопасности, включая обновленную Военную доктрину, проект которой должен быть подготовлен к декабрю, распорядился глава государства, призвав проанализировать опыт предыдущих программ, в том числе недоработки, которые приводили к "затягиванию" сроков размещения и выполнения заказов, срыву заданий.
Утверждены основные направления развития вооружений и техники до 2030 года, сформирован перечень образцов, определяющих облик перспективных систем вооружения. Но нужно достоверно и полноценно просчитать потенциальные угрозы военной безопасности. "На каждую из них должен быть найден достаточный адекватный ответ", - обозначил Путин, напомнив, что несколько лет назад США вышли из договора о противоракетной обороне и сейчас вовсю идет создание системы ПРО у наших границ - и в Европе, и на Аляске. "Разрабатывается теория так называемого глобального обезоруживающего удара", - продолжил он, добавив, что новых угроз очень много. В том числе и решение о наращивании сил НАТО в Восточной Европе. "Кризис на Украине, который и был, собственно говоря, спровоцирован и создан некоторыми нашими западными партнерами, сейчас используется для реанимации этого военного блока", - убежден президент.
Все это будет учтено при принятии решения по обеспечению безопасности нашей страны, которая должна быть абсолютно гарантирована, заявил Путин. Россия много раз предупреждала, что будет вынуждена для этого принимать ответные адекватные меры. "Очень бы хотелось, чтобы не было излишних истерик потом, когда эти решения будут окончательно приняты и начнут реализовываться", - предупредил президент. Прежде всего речь о создании рациональной номенклатуры ударных средств, обеспечивающих гарантированное решение задачи ядерного сдерживания, о перевооружении стратегической и дальней авиации, продолжении формирования системы воздушно-космической обороны. В ближайшие годы нужно обеспечить прорывное развитие всех компонентов высокоточного оружия, создать унифицированные образцы вооружения и техники средств общего назначения. А для ВМФ - универсальные по вооружению, системам управления и связи корабли.
пояснил глава государства. - Наша промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты, материалы".
Вечером глава государства собрал в Кремле правительственных чиновников, чтобы обсудить подготовку бюджета. "Мы на заключительном этапе этой большой работы", - отметил он. Но прежде президент напомнил о недавней поездке на Дальний Восток. "Хотел бы обратить внимание на одну из крупнейших общенациональных строек: космодром Восточный",- сказал он. "Несмотря на то, что проект находится в поле нашего особого внимания, проблем там очень много, - подчеркнул глава государства, - и некоторые вопросы для окончательного разъяснения придется передать в правоохранительные органы". Надо навести порядок не только в вопросах, связанных с объемами финансирования, оно ритмичное, но его порядок требует особого внимания, считает Путин. "Это касается не только тех квази- или полукриминальных схем, о которых я там говорил, это касается и самого финансирования как такового", - пояснил он.
Также Путин попросил министра экономического развития проинформировать о работе с Еврокомиссией и украинскими партнерами по поводу предстоящей ратификации Киевом соглашения с ЕС по ассоциированному членству. "12 сентября должны состояться переговоры на министерском уровне, и мы все ждем доклада, до чего удалось договориться на данный момент времени", - пояснил он. Российская сторона подробно проинформировала коллег в письменном виде о беспокойствах, которые у нас есть, сообщил Алексей Улюкаев. Это либерализация тарифов между Украиной и ЕС, техническое регулирование, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование и энергетика. Подготовлен проект, который, не внося изменений в текст, позволяет снять эти озабоченности: например, предусматривает отказ от либерализации по наиболее чувствительным позициям.
"То есть договоренность о том, что нулевой тариф не вводится на некоторое время по ряду товарных позиций", - уточнил президент. "В целом это в интересах самой украинской экономики", - добавил он.
Но европейцы отказываются признать озабоченности, связанные, в частности, с таможенным тарифом, да и вообще предлагают судить постфактум. "То есть когда что-то произойдет, когда у вас заболит, тогда мы с вами это будем обсуждать", - посетовал Улюкаев. "Будем надеяться, что на министерском уровне удастся достичь каких-то компромиссов, которые были бы приемлемы для всех участников - и для Евросоюза, и для Украины, и для России, - ответил на это глава государства. - Во всяком случае я попрошу вас такие компромиссы искать и проявлять предельную гибкость, но, разумеется, до определенных пределов, до определенных границ, через которые мы не можем переступать, имея в виду, интересы наших товаропроизводителей, нашей экономики".