Стартовым капиталом стали прошлогодние отпускные, на растранжиривание которых наложили вето. К ним стали ежемесячно добавлять часть зарплаты. За осень - зиму накопили чуть больше семисот тысяч рублей. Судя по многочисленным рекламным проспектам, этого хватало на то, чтобы подвести под крышу сруб подходящих размеров.
Фирму выбрали наугад. Вся она состояла из двух расторопных молодых людей, стола, двух стульев и компьютера, располагавшихся в тесном кабинете. Это не удивило - в Якутске строительные услуги предлагают десятки таких предприятий. Зимой менеджеры собирают заказы и договариваются о поставке материалов, а с наступлением тепла вызывают из сельских районов бригады плотников, с которыми поддерживают связь.
После уточнений и согласований площадь нашего будущего дома выросла на полтора десятка квадратных метров. Менеджеры предлагали дельные вещи, и мы с ними согласились. Правда, и стоимость проекта подросла на 150 тысяч рублей. Пришлось вскрывать "энзэ" - пенсионные накопления. На что будем жить, в тот момент не думали: перспектива иметь загородный дом гипнотизировала.
Наш заказ оказался первым. Бригада плотников прибыла уже 7 апреля, когда снег только начал таять. Мужики мигом раскидали летний домик, на месте которого предполагалось строительство, и застучали топорами.
Впрочем, как выяснилось, быть первым в этом деле не совсем полезно. До навигации было еще далеко, а зимние запасы многих стройматериалов в городе иссякли. И пока наши менеджеры искали необходимое, плотники устраивали вынужденные перекуры.
Тем не менее за три недели они управились, получили деньги и отбыли на другой объект. Пока еще будущий дом пугал своими размерами, потому что доводить его до кондиций жилья предстояло самим. Плюс к этому надо было срочно делать новые ворота - старые мы ликвидировали вместе со столбами, поскольку в них не проходили машины с брусом и досками. Параллельно пришлось пилить на дрова останки летнего домика, гора которых громоздилась выше крыши нового. Кроме того, кто-то должен был заниматься рассадой, готовить грядки и выполнять еще множество других дел, которых попросту не замечаешь, когда над тобой не висит стройка, а на банковской карте есть деньги. Ну и, разумеется, никто не освобождал нас от работы.
Веснами световой день в Якутске долог. На строительные дела мы урывали по три-четыре часа до и после работы плюс выходные. Этого оказалось достаточно для того, чтобы уже 17 мая справить новоселье. И хотя в доме еще не было отопления, электричество поступало от единственной розетки, фанерная входная дверь защищала только от честных людей, жить летом было можно.
Но слухи о газификации не подтвердились, и встал вопрос - как отапливаться? Остановились на котле верхнего горения - подобные агрегаты в последнее время охотно приобретают жители негазифицированных сел. Шутка ли: на одной закладке дров котел действует сутки, а на угле - аж трое! Монтируй к нему бойлер и будешь не только с теплом, но и с горячим водоснабжением.
К удивлению, выяснилось, что мы стали первыми городскими жителями, решившими установить в доме такое чудо. Обошлось оно в 110 тысяч рублей. Утешились тем, что это дешевле подвода газа.
Под котел надо было делать бетонный фундамент, что вылилось в дополнительную трату ставших дефицитом денег и времени. Плюс ко всему пришлось ломать целый пролет утепленных двойных полов.
На монтаж системы отопления ушло 45 тысяч: 30 - на материалы и 15 - работнику. Электричество обошлась в ту же сумму, но в обратной пропорции - 15 - на материалы и 30 - энергетикам.
Других специалистов мы не приглашали: остальные работы позволяла делать самому полученная в молодости профессия плотника. Работ этих оказалось великое множество, часто непредвиденных. К примеру, пришлось повозиться с крышей, поскольку то, что оставила после себя плотницкая бригада, текло как решето.
Казалось бы, дом уже стоит, но после отъезда плотников нам пришлось покупать пачку двухсантиметровых досок и полтора десятка плах, что обошлось в 50 тысяч рублей. Все это ушло без остатка - на завалинку, крытое крыльцо, перегородку и другие дела.
Что касается внутренней отделки, в брусовых домах в первый год ее не делают, так как здание дает просадку. Собственно, если брус оструган, он в этом не нуждается вообще. Достаточно покрыть "Акватексом-экстра" (мы сделали это и изнутри, и снаружи), и дерево надолго сохраняет свежий вид и структуру рисунка. Десятилитровая емкость в Якутске стоит 2,5 тысячи рублей, у нас ушло четыре банки.
Покупка межкомнатных и входной дверей, материалов для внутренней отделки пяти оконных проемов и всевозможных мелочей обошлась в 60 тысяч. Разумеется, если по каждому случаю приглашать специалистов, придется добавлять к этим деньгам сумму, примерно равную стоимости материалов. Поэтому все, что по силам, желательно делать самим.
И было еще одно особое занятие. Дело в том, что снесенный летний домик был украшен резными фронтоном и наличниками и, задумывая новый, мы сразу решили: этот тоже будет с архитектурными излишествами. Ширкать лобзиком в основном приходилось по вечерам, после выполнения дневного плана "жизнеобеспечивающих" работ.
Что получилось в итоге? На весь сезон пришлось отказаться от рыбалки, охоты и даже походов за грибами, не говоря уже о поездке куда-нибудь на отдых. Зато дом полностью подготовлен к зиме. И пусть в "плане-задании" самому себе осталось еще 14 существенных пунктов, выполнение которых перенесено на будущее лето, зимовать в этом сооружении можно вполне комфортно, тем более что утепленный гараж соорудили еще в прошлом году.
Обошлась нам стройка, по приблизительным подсчетам, максимум в 1,3 миллиона рублей. Это в три раза дешевле, чем квартира такой же площади (68 квадратных метров) в многоэтажке. Чтобы купить квартиру, семья горожан со средним достатком неизбежно вынуждена вступать в ипотеку либо влезать в долги иным способом. Иначе не получится. Даже однокомнатную в Якутске сейчас не купишь дешевле, чем за три миллиона, а цены на квартиры большей площади начинаются от четырех - пяти миллионов рублей.
При этом вовсе не обязательно, что, вложившись в строительство многоэтажного дома в январе, в конце года вы справите новоселье. Дело нередко затягивается на два-три года, поскольку застройщики обычно набирают по несколько объектов, осилить которые быстро не в состоянии. О сотнях обманутых дольщиков уже не говорю.
Здесь же на все ушло одно лето. При этом не скажу, что за время строительства мы испытывали какие-то ограничения в продуктах или чем-то еще. Выкрутились, не взяв взаймы ни копейки.
Кстати, мы далеко не одиноки в стремлении перебраться поближе к природе. В последние годы территории садово-огороднических товариществ вокруг Якутска стремительно обрастают добротными зимними домами. С появлением на рынке современных систем автономного жизнеобеспечения люди быстро почувствовали выгоду от такого строительства. Конечно, уровень комфортности подобных "дач" варьируется. Многие хозяева ставят обычные печи и этим ограничиваются. Но все больше людей стремятся сделать загородные жилища благоустроенными.