Сергей Филин: Я здесь потому, что в Японии очень любят русский балет. Японские зрители - настоящие ценители балетного искусства, а главное - очень преданные друзья. Никогда не забуду, как несколько лет назад, когда у меня была тяжелая травма, и я не мог танцевать, мне неожиданно стали приходить по факсу листы в формате А-4. На этих листах были обведены ладони и написано, что лист освящен в японском храме, передает мне энергию здоровья и силы. Люди желали мне скорее встать на ноги, вернуться на сцену и приехать к ним Японию. Самое удивительное, что когда я прикладывал ладонь к этим листам, я действительно чувствовал невероятную силу! В этом сезоне в середине ноября балет Большого театра будет гастролировать в Японии. Мы покажем три классических спектакля: "Лебединое озеро", "Баядерку", "Дон Кихот". Причем выступать будем не только в Токио, но и в Нагое, Тояме, Осаке, Тотиги, Хамамацу.
- В Японию вы везете проверенную классику, а в новом сезоне Большого театра готовите две мировые балетные премьеры, причем на классические литературные сюжеты: "Герой нашего времени" и "Гамлет".
Сергей Филин: Начинаем мы сезон с того, что представим на Исторической сцене возобновление балета Григоровича "Легенда о любви", причем в обновленной редакции, которую делает сам Юрий Николаевич. Мы уже перенесли на Историческую сцену его балеты "Ромео и Джульетта", "Иван Грозный", "Спартак". Эти спектакли - ядро репертуара, наш "золотой фонд" ХХ века.
Ну а главными премьерами сезона станут два оригинальных балета, специально созданных для труппы Большого театра. У нас недавно уже прошла такого рода мировая премьера на закрытии сезона - "Укрощение строптивой" по Шекспиру в постановке Жана-Кристофа Майо. Это была моя довольно сумасшедшая идея, потому что Жан-Кристоф работает только со своей труппой балета Монте-Карло. И я рад, что мне удалось заинтересовать его, потому что в итоге мы получили замечательный двухактный спектакль на музыку Шостаковича. А теперь у нас появится очень важный для меня спектакль, который я задумывал еще при Анатолии Геннадьевиче Иксанове - балет "Гамлет". Я мечтал о нем, еще когда был артистом. "Гамлет" - произведение, которое сегодня актуально как никогда, и очень важно рассказать этот сюжет с точки зрения ХХI века. Поэтому я обратился к английскому режиссеру и шекспироведу Деклану Доннеллану. У него уже был опыт работы в Большом театре: балет "Ромео и Джульетта" в хореографии Раду Поклитару. Теперь они вместе поставят "Гамлета". Уверен, что это будет одна из самых ярких и современных премьер Большого театра.
- Балет ставится на музыку Пятой и Пятнадцатой симфоний Шостаковича, явно не танцевальных по своей фактуре?
Сергей Филин: Это выбор хореографа и режиссера. Они понимают, что перед ними стоит задача захватить зрителя и держать его внимание с первой и до последней минуты. Мы ищем, экспериментируем, не отказываясь от наших традиций, от классики. Но мы должны экспериментировать, заинтересовать артистов, они должны получать спектакли, где могут создать интересные образы. И так же как до сих пор говорят об Улановой, о ее знаменитом пробеге в балете "Ромео и Джульетта", о полетах с мечом Владимира Васильева в балете "Спартак", о тех образах, которые создавали Екатерина Максимова, Марина Семенова, Майя Плисецкая, Александр Годунов, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, должны говорить и об артистах нашего поколения. В "Укрощении строптивой" у нас появились такие потрясающие образы: Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов (Катарина и Петруччо), Ольга Смирнова и Семен Чудин (Бьянка и Люченцио). Но чтобы все так случилось, чтобы хореограф Жан-Кристоф Майо почувствовал наших артистов, я вывозил их специально в Монте-Карло. Мы делали совместную презентацию его балета "Лебединое озеро".
- В этом сезоне появится специально написанный для Большого театра балет на сюжет "Героя нашего времени" Лермонтова. Тоже ваша идея?
Сергей Филин: Да. У меня давно была идея создания нового русского полнометражного балета. Но мы с коллегами долго размышляли, на какую тему ставить этот балет? Когда узнали о предстоящем 200-летии Лермонтова, сразу решили делать "Героя нашего времени". Режиссером я пригласил Кирилла Серебренникова, хореографом - Юрия Посохова.
Художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин- В чем необходимость отельной режиссерской работы, когда есть хореограф-постановщик такого класса, как Юрий Посохов?
Сергей Филин: Мне кажется, что сегодня именно у режиссеров есть очень интересные идеи, как можно преподнести современную хореографию в литературном сюжете. И "Гамлет", и "Герой нашего времени" имеют оригинальные либретто, поэтому роль режиссера в этом случае очень важна. Мне нравится, что Серебренникову и Посохову интересно работать вместе, что они постоянно находятся в контакте, обсуждают музыку, которую пишет молодой композитор Илья Демуцкий.
- Но музыку к этому балету прежде писал Юрий Красавин? Что-то не сложилось?
Сергей Филин: Да, сначала над балетом работал Юрий Красавин, талантливый композитор, мелодист. Его выбрал Юрий Посохов. Но в процессе работы - к сожалению, это был период, когда я находился на лечении в Германии - произошли изменения, и Кирилл Серебренников предложил Илью Демуцкого. Балет уже практически написан, я знаю, что Кирилл Серебренников с Юрой Посоховым делали много поправок, вносили свои пожелания, которые автор выполнил. Из "Героя нашего времени" в балет вошли три рассказа. Пока предполагается, что балет будет двухактным: первый акт - "Бэла" и "Тамань", второй - "Княжна Мери".
- Увидит ли публика в этом сезоне на сцене Большого театра Наталью Осипову и Ивана Васильева?
Сергей Филин: Мы искали возможность появления Наташи Осиповой в спектаклях Большого театра, но она активно занята в Королевском английском балете. То свободное время, которое у нее есть, не совпадает с расписанием Большого театра: в конце сезона, когда она могла бы станцевать у нас, в Большом будет идти постановка "Героя нашего времени". Наташа говорит, что с удовольствием будет танцевать на сцене Большого. Большой театр, в свою очередь, открыт для нее. Что касается Ивана Васильева, то Иван будет танцевать в наших спектаклях довольно часто. Возможно, в декабре он уже появится в балете "Щелкунчик".
- Определились ли планы театра с Алексеем Ратманским?
Сергей Филин: С Алексеем мы в контакте. Владимир Георгиевич Урин ведет с ним переговоры о постановке, о возвращении в Большой театр. Но все зависит от самого Алексея. Как только он найдет возможность, он сразу же будет работать в Большом театре. В любом случае новый спектакль Алексея на сцене Большого появится.
- По сути, направление нового сезона - современная хореография. Возможно, планируется и продолжение вашего проекта - фестиваля современной хореографии WWB@LLET.RU?
Сергей Филин: У меня была идея - сделать проект, чтобы потом можно было что-то из него включить в репертуар Большого театра. Так мы создали фестиваль под названием WWB@LLET.RU. Хотелось, чтобы в самом названии отражалась современная скорость, динамика. Но времени на постановки не было, поэтому я обратился к Жан-Кристофу Майо, руководителю балета Монте- Карло и к Хельги Томассону, руководителю балета Сан-Франциско с предложением принять участие со своими труппами в проекте. Они с радостью откликнулись. В итоге балет Сан-Франциско представил на нашей сцене фрагменты своих спектаклей, а Юрий Посохов поставил для нас "Классическую симфонию", которую делал для Сан-Франциско. Балет Монте- Карло показал "Дафниса и Хлою". А третьим спектаклем был балет, поставленный с Йормой Эло Dream of Dream на музыку Сергея Рахманинова. И нам всем очень важно было пройти процесс этой работы, потому что это была такая энергетика, такая сплоченность и такая отдача со стороны артистов! У меня было ощущение, что артисты стали одной семьей: болели друг за друга, поддерживали друг друга. Мы даже выпустили специально майки, в которых они ходили на репетиции. Кроме того, Большой театр получил тогда два новых спектакля в свой репертуар - "Классическую симфонию" и Dream of Dream. Вот в это время я почувствовал, как сегодня коллектив балета хочет идти вперед, хочет танцевать новое. Думаю, этот проект продолжится, но на других сценах мира. Интерес к этому есть.
- Как-то вы мне сказали, что, когда выходите на сцену в классическом балете, то чувствуете, как выздоравливает, излечивается ваше тело. Что сегодня вас исцеляет?
Сергей Филин: Это правда. Мое тело действительно исцелялось классикой, приобретало органику. А сейчас я чувствую, что ничего его не исцеляет. Я перестал танцевать, и мое тело скучает по танцу, по балету. Но несмотря на то что я больше не танцую, несмотря на недавние события, на то, что я не могу позволить себе физических нагрузок, я продолжаю активно жить. Я нахожусь среди замечательных артистов, к нам приезжают работать выдающиеся хореографы, постановщики, репетиторы - Пьер Лакотт, Джон Ноймайер, Жан-Кристоф Майо и другие. Именно эта живая работа заставляет меня быть по-прежнему в форме, чувствовать себя полным сил, энергии.
Справка "РГ"
239-й сезон Большого театра откроется 14 сентября спектаклем "Борис Годунов" на Исторической сцене. 26 сентября музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев представит на Исторической сцене концертное исполнение оперы Петра Чайковского "Орлеанская дева".
Пять оперных премьер сезона: 28 ноября - "История Кая и Герды" Сергея Баневича (Новая сцена), 14 декабря - "Риголетто" Джузеппе Верди в постановке Роберта Карсена (Новая сцена), 27 февраля - "Пиковая дама" Петра Чайковского, режиссер Лев Додин (Историческая сцена), 24 апреля - "Свадьба Фигаро" Моцарта (Новая сцена), 15 июля - "Кармен" Жоржа Бизе под руководством Тугана Сохиева (Историческая сцена). 28 октября - первое выступление на сцене Большого театра Анны Нетребко (Историческая сцена) на Оперном бале в честь Елены Образцовой (постановщик Дмитрий Бертман).