При этом конституционные судьи постановили, что оспариваемая норма УПК делает невозможным рассмотрение ходатайства об УДО без подтверждения получения всеми потерпевшими соответствующего уведомления. Ведь зачастую единственным источником информации о месте жительства потерпевших являются материалы уголовного дела. Но за время между приговором и ходатайством об УДО эти данные очень часто устаревают. На такие случаи, как говорится в законопроекте, предусмотрено, что в ходатайстве потерпевший должен будет указать перечень информации, которую он желает получать, адрес его места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов и другие необходимые сведения.
Кроме того, потерпевшему должны дать разъяснения о необходимости сообщать обо всех изменениях своих контактных данных и места жительства в период исполнения приговора. Правда, только в том случае, если жертва преступления не откажется от получения информации о своем обидчике. Этим же законопроектом предлагается уточнить порядок принятия судом по ходатайству потерпевшего постановления, определения о предоставлении потерпевшему информации и порядок участия потерпевшего в судебном заседании.
Ранее Минюст разработал законопроект, регламентирующий процесс информирования потерпевших о переменах в судьбе осужденных. Согласно документу, потерпевшего известят о любых изменениях в отбывании наказания преступником: смене режима, смене колонии, подаче ходатайства на УДО или освобождении. Информировать жертву предлагается любым доступным способом: звонком, письмом, электронным сообщением.
Еще в прошлом году был принят ряд законов, расширяющих права потерпевших. Теперь жертвы преступлений имеют право знать, что преступник выходит на свободу, и, более того, потерпевший может принять участие в решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного. Он вправе приехать лично на суд и высказать свое мнение, либо рассказать о своих пожеланиях по системе видео-конференц-связи, или заочно изложить свое мнение в письменном виде.