Сергей Николаевич! Сердечная недостаточность вбирает в себя не одно заболевание сердца?
Сергей Терещенко: Сердечная недостаточность вообще не заболевание как таковое. Это осложнение различных болезней сердца: инфаркта миокарда, артериальной гипертонии, кардиопатии, нарушения ритма... И развивается она не только из-за болезней сердца, но и по другим причинам - из-за алкоголизма, наркомании, болезней эндокринной системы, передозировки лекарственных препаратов и так далее.
Вы возглавляете отделение, которое занимается сердечной недостаточностью. Какой именно? Или всеми? Методы лечения разняться?
Сергей Терещенко: Именно всеми. Методы диагностики и лечения не зависят от происхождения недостаточности. В наш центр пациенты направляются из всех регионов России. Это самые сложные случаи, плохо поддающиеся лечению.
Однако лечите?
JSINCUT3
Сергей Терещенко: Да, и довольно успешно. В центре отлаженный процесс диагностики, а главное, квалифицированные кадры. Что в наше время, согласитесь, редкость. И у этих кадров есть современное диагностическое оборудование. А от точной диагностики зависит лечение, прогноз жизни человека. Мы используем и современные лекарственные препараты, и новейшие хирургические методы: установку стентов, кардиостимуляторов, шунтирование.
Назовите основные симптомы сердечной недостаточности, увязывая её с теми заболеваниями, которые её спровоцировали.
Сергей Терещенко: У сердечной недостаточности нет одного общего симптома. Есть их комплекс: одышка, быстрая утомляемость, отеки ног, сердцебиение, перебои в работе сердца, удушье и непреодолимое желание спать полусидя. Если у человека появились подобные признаки, это - основание заподозрить сердечную недостаточность. А если в анамнезе у больного артериальная гипертония или сахарный диабет, или перенесенный инфаркт миокарда, или если человек - любитель алкогольных напитков, заядлый курильщик, то диагноз почти стопроцентный.
Для более точной диагностики сердечной недостаточности проводится специальный анализ?
JSINCUT2
Сергей Терещенко: Проводится. Он называется "мозговой натриуретический пептид". Берется кровь из вены пациента, и буквально через 10-15 минут мы видим результаты. Если уровень этого пептида (белка) повышен, то это стопроцентная диагностика сердечной недостаточности. В нашем центре такая аппаратура есть. В целом же по России её, к сожалению, нет. Поэтому говорить о своевременной диагностике недостаточности мы не можем. А она чрезвычайно важна, впрочем, как и при диагностике любого заболевания. Но уж когда речь касается сердца... Я приведу две цифры. В цивилизованных странах от инфаркта миокарда погибает примерно 4-6% населения. В России 13-15%. Неутешительны и другие цифры. При сердечной недостаточности случаются периоды её декомпенсации, то есть быстрое и значительное ухудшение состояния. Происходит это из-за гипертонического криза, или из-за острой респираторной инфекции. Не зря во время эпидемии гриппа всегда говорим, что грипп опасен своими осложнениями, особенно сердечной недостаточностью. Не могу не назвать еще одну очень важную причину декомпенсации: отказ пациента от приема назначенных препаратов. Вот был назначен курс терапии, и пациент четко принимает лекарства. Наступило улучшение, и что-то срабатывает в голове пациента: хватит принимать лекарства, ведь они имеют побочные явления. И прочь пилюли! А болезнь зла - она мстит за небрежение, начинаются очень серьезные осложнения, с которыми нам не всегда удается справиться.
Мне кажется, вы не назвали еще одну причину осложнений. Не случайно "скорую" чаще вызывают в субботу, воскресенье, в праздничные дни. И причина вызовов обычно: "плохо с сердцем". Плохо почему?
Сергей Терещенко: Понял, к чему вы клоните. Алкогольные возлияния смертельно опасны. Сердце не выдерживает алкогольной нагрузки. У нас даже есть термин "сердце выходного дня", когда после веселых субботы и воскресенья, дружеских застолий, сердце сбивается с ритма, и - декомпенсация.
Статистика цивилизованных стран свидетельствует: недостаточностью страдает примерно 2 процента населения. Наши хотя бы приблизительные данные?
Сергей Терещенко: Они не радуют: 7-9 процентов. И продолжительность их жизни заметно хуже, чем при онкологических заболеваниях. В среднем она равна 5 годам с момента начала недостаточности. А в случае возникновения декомпенсации и того меньше - до 10% больных погибают в течение года.
Где лечить декомпенсацию сердечной недостаточности?
Сергей Терещенко: Только в стационаре. Лучше всего в блоке интенсивной терапии. Таким больным необходимо введение внутривенных лекарств, иногда аппаратное дыхание. Такое лечение невозможно в амбулаторных условиях. Сегодня у нас есть препараты, которые позволяют улучшить прогноз жизни таких пациентов.
Но главное, чтобы пациент попал к эрудированному в данной области специалисту...
Сергей Терещенко: В Европе после института врач учится в течение 4-5 лет на кардиолога, а потом еще 2 года на специалиста в области сердечной недостаточности. У нас всего два года в ординатуре - и уже кардиолог. За такой промежуток времени нельзя научить кардиологии. Почему так происходит? Может, потому, что сердечная недостаточность - это не только чисто медицинское заболевание. Это еще и болезнь общества - ему не хватает сердечности. Вот сейчас наше финансирование отдается на откуп обязательному медицинскому страхованию. Но не сможет ОМС покрыть расходы не только на установку стентов и шунтов, но даже на достаточное лекарственное обеспечение. Повезет тем, кто работает в регионах, руководители которых не страдают недостаточностью и готовы помогать службе здоровья. Однако рассчитывать только на это нельзя.