В те страшные дни писатели проявляли себя по-разному, многие были непосредственными участниками боевых действий, служили в санитарных батальонах, занимались организацией благотворительных вечеров, сбор средств от которых шел на помощь жертвам войны. Кураторы выставки постарались собрать все свидетельства писателей того времени, хранящиеся в фондах ГЛМ.
Первый зал встречает какой-то неожиданной пестротой. Здесь собраны сатирические картинки Первой мировой, например, дородная женщина в алом сарафане, натыкающая неприятеля на острогу с подписью: "Шел австриец в Радзивилы и попал на бабьи вилы", а также лубки и афиши благотворительных вечеров, рекламные плакаты Красного креста. Здесь же работы Натальи Гончаровой "Мистические образы войны 1914 года" и рисунки из серии Василия Чекрыгина "Смерть и воскрешение".
Смысловым и эмоциональным центром экспозиции стали фотографии писателей, сопровождающиеся краткой военной биографией и отрывками произведений, созданных в годы войны и в послевоенное время, а также их высказывания из писем или служебных записок. Поэтому сразу после иллюстративного ряда мы попадаем в зал, где Максимилиан Волошин встречается с Конан Дойлем. Последний в своем письме в военное министерство пишет: "Мне 55, но я очень силен и вынослив и могу сделать так, чтобы голос мой был слышан с большого расстояния, что может быть пригодится во время учений".
В соседнем зале те, кто в качестве военных корреспондентов ушли на фронт: Валерий Брюсов, Федор Крюков, Алексей Толстой, санитарами стали Сергей Есенин, Александр Вертинский, Константин Паустовский. Во вспомогательных службах трудились Александр Блок, Владимир Маяковский и многие другие. Все они сегодня тут, на выставке. О войне здесь так же говорят Томас Манн и Василий Розанов, Леонид Андреев и Анна Ахматова, Алексей Ремизов и Максим Горький, Михаил Зощенко и Николай Гумилев и многие другие. На одной фотографии здесь Стефан Цвейг вместе с Роменом Ролланом, кстати, Цвейг напишет о нем проникновенный очерк, назвав Роллана "совестью Европы".
Конечно, выставка создана не только для того, чтобы показать, кто из известных авторов в качестве кого и зачем отправился на войну. И не только ради напоминания о том времени, которое отчасти остается в тени Второй мировой войны. Но и для того, чтобы читатель еще раз, а может и впервые, обратился к произведениям, которые были созданы под впечатлением от тех дней, кем-то проведенных на войне, а кем-то воспринятых со стороны. Конечно, все это золотой фонд литературы - "На западном фронте без перемен" Эриха-Марии Ремарка, "Прощай, оружие" Эрнеста Хемингуэя, "Тихий дон" Михаила Шолохова, "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, "Август четырнадцатого" Александра Солженицына и, разумеется, "Похождения бравого солдата Швейка" Ярослава Гашека.
Выставка продлится до 24 ноября.