"Инвестиции россиян в иностранную недвижимость продолжаются уже четверть века. И насыщение спроса тут неизбежно", - говорит завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.
Все, кто могли купить иностранную недвижимость, ее купили. Вторая причина, перечисляет эксперт, - это рост рисков в России, создание системы регистрации иностранного гражданства россиян, запрет определенным группам, в частности чиновникам, иметь там недвижимость. Становится менее возможной модель жизни, когда люди работали в нескольких странах.
Кроме того, раньше многие приобретали недвижимость на Украине, причем не только в Крыму, продолжает Миркин, однако геополитическая ситуация повлияла на объем таких покупок в сторону снижения. "Я бы советовал сейчас инвестировать в собственное здоровье, - говорит Миркин, - а также в образование собственных детей. Ведь во времена экономической турбулентности люди привыкли лечиться, образовываться, то есть думать о будущем. Надо вкладываться в удовольствия. Ведь во времена высокой волатильности лучше отдохнуть и накопить силы для будущего".
Старший научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Пухов добавляет к проблемам, обозначенным Миркиным, еще и ослабление курса рубля, что приводит к снижению покупательной способности нашей валюты. Поэтому приобрести недвижимость за рубежом россиянам становится тяжелее.
С другой стороны, обращает внимание Пухов, существуют некие кризисные ожидания, согласно которым цены на недвижимость в Южной Европе могут упасть. А это делает вложения в такое жилье невыгодным, рисковым. Кроме того, может быть силен фактор насыщения спроса. Надо также понимать, говорит Пухов, что замедляется и рост реальных доходов населения, что не может не сказаться на падении приобретений зарубежной недвижимости.
С другой стороны, нельзя и однозначно говорить, что растут расходы наших соотечественников за границей. Но многие россияне до сих пор стремятся выводить свои деньги на Запад, чтобы выйти из-под юрисдикции нашей судебной и налоговой систем. Люди также выходят из рубля, чтобы сохранить свои сбережения, а это сказывается на статистике зарубежных расходов. Из-за того что у людей стало меньше возможности приобрести недвижимость за рубежом, они стали больше тратиться на более доступные вещи, к примеру, на путешествия и шопинг.
"На случай потери работы и болезни, на непредвиденные случаи нужно оставлять годовой или полугодовой зарплатный фонд в виде рублевой "подушки безопасности", - советует Пухов. - Все, что превышает сумму этой "подушки", надо распределять по вкладам разных банков (если у вас более 700 тысяч рублей). Нестрашно делать и валютные вклады. Но нужно помнить генеральный совет: в чем собираешься тратиться, в той валюте и храни свои сбережения".
Куда же россияне сегодня тратят деньги? На это свою версию "РГ" дал председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП Александр Каньшин:
"Помимо традиционных расходов на отдых, образование, шопинг и лечение в последнее время фиксируется довольно серьезный рост российского рынка зарубежных покупок в онлайн-магазинах. По некоторым оценкам, в ближайший год этот рынок вырастет еще в 4 раза и достигнет 3 миллиардов долларов.
С учетом сложившейся международной ситуации и санкций очень привлекательным для инвестиций остается отечественный сегмент жилья экономкласса, который является стабильным и ликвидным активом". Из-за страха лишиться недвижимости в результате конфискации или заморозки активов многие россияне сейчас с опаской относятся к идее покупки иностранной недвижимости. Для того, чтобы купить виллу на берегу Средиземного моря, необходимо иметь зарубежный банковский счет.
Он нужен также и для того, чтобы обслуживать это жилье (отделочные работы, уплата налогов).
А сейчас обострены риски владения такими счетами в условиях, когда Запад угрожает отключить Россию от системы СВИФТ. Так что риски владения счетами и недвижимостью за рубежом возросли, чего логично и опасаются россияне. Сейчас в зарубежную недвижимость вкладываться не стоит.