23.09.2014 00:45
Культура

Рынок лицензирования персонажей в РФ составляет 5 миллиардов долларов

Самыми успешными на лицензионном рынке остаются герои мультфильмов
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №37 (966)
Одним из выгодных направлений развития бизнеса становится лицензирование. Производители не только получают право использовать известный бренд, но и могут увеличить за счет него свою прибыль. В ходе деловой программы выставки Licensing World Russia эксперты отрасли обсудили, как вывести на рынок правильный лицензионный товар.
Читать на сайте RG.RU
Новым героем передачи "Спокойной ночи, малыши!" стал тигренок Мур

По данным Disney, сегодня российский рынок лицензирования персонажей оценивается в 5 млрд долларов. Объем же мирового рынка составляет около 180 млрд. Если сегодня среднестатистическая российская семья тратит на лицензионные товары около 0,25% от ежегодных доходов, то американские и канадские семьи - 1,2%.

"В России лицензионный рынок стал зарождаться только в последние 5 лет, после прихода крупных игроков. Сейчас основное внимание в лицензировании направлено на детскую продукцию. Дети имеют собственные предпочтения в зависимости от возраста и влияют на решения о покупках, - рассказал гендиректор лицензионного агентства РИО Лицензия Роман Федотов. - Есть два варианта работы на лицензионном рынке - создать лицензию самостоятельно или взять в аренду. Первый вариант очень трудоемкий: нужно создать образ, раскрутить его. Это, как правило, под силу только крупным компаниям, которые уже занимают стабильную позицию на рынке. Второй вариант - вы используете уже готовый бренд".

По данным Synovate Comcon, самыми популярными персонажами среди мальчиков, в зависимости от возраста, являются "тачки", супергерои, трансформеры, Симпсоны, а среди девочек - феи, принцессы, Маша и Медведь, а также персонажи "Вампирской саги".

Роман Федотов отметил, что в силу ограниченности жизненного цикла брендов для успешной лицензионной деятельности производителям стоит выбирать растущие бренды - это гарантирует, что на всем протяжении срока действия лицензионного соглашения бренд не утратит своей популярности.

Пародия на мультфильм Диснея с живыми утками стала хитом YouTube

После выпуска товара лицензиатам необходимо регулярно проверять информацию об успехах бренда, которую предоставляет правообладатель. Эти данные можно проверить собственными исследованиями ретейла, опросами покупателей и сбором мнений коллег из смежных отраслей. "При дистрибуции лицензионного товара нужно подключать регионы, в первую очередь города-миллионники. Жители регионов России часто доверительно относятся к местным магазинам и сетям, поэтому подключение этих каналов сбыта сможет увеличить продажи лицензионного продукта, - добавил эксперт. - К сожалению, многие лицензиаты негативно относятся к инвестированию в рекламу своего лицензионного товара, считая, что этим должен заниматься лицензиар. Но такое понимание неверно: в задачу правообладателя входит продвижение бренда, а не созданного по нему продукта. Рекламой продукта должен заниматься его создатель".

Российские компании могут получить преимущества, работая с международными лицензиями. "Международная компания может обеспечить конкурентоспособный продукт и минимизировать риски. Большое преимущество, если у лицензиара есть свой канал - можно выбирать самое удобное время для трансляции, и контент постоянно поддерживается. Кроме того, на канале можно отследить рейтинги того или иного персонажа, обеспечить рекламную кампанию продукта, - отметила старший менеджер по лицензированию Nickelodeon Viacom Consumer Products Петя Тончева. - Бренд должен напрямую соприкасаться с конечным потребителем - детьми. Для этого нужно организовывать промокомпании".

Очень важным фактором для успеха на рынке лицензирования является анализ популярности брендов и персонажей. "Часто в таких исследованиях возникают несостыковки, они объясняются недостаточной широтой выборки в исследованиях, разницей в интерпретации результатов, различием в формулировках вопросов в анкетах, нечестностью анкетируемых", - объяснил исполнительный директор исследовательской компании Kidz Global Research Agency Филипп Гиндо.

Анимация