Каждый 50-й житель Латвии - гражданин России. Число обладателей паспортов с двуглавым орлом растет год от года. Совсем скоро их количество может превысить нынешний показатель, который составляет два процента от населения республики, сообщается в исследовании Балтийского института социальных наук.
"В настоящий момент российское гражданство принимают как "неграждане", так и граждане Латвии, отказываясь от своего прежнего правового статуса. Процесс стал приобретать массовый характер, о чем бы следовало задуматься латвийским властям", - пояснил ситуацию корреспонденту "РГ" латвийский политолог Александр Гапоненко.
Есть чисто экономическая причина массового перехода жителей Латвии в российское гражданство. Пенсионный возраст и для женщин, и для мужчин в Латвии составляет 62 года, и в течение десяти лет его планируется повысить до 65 лет. Так что уже сейчас латвийские женщины, приняв российское гражданство, могут начать получать российскую пенсию, которая немного выше латвийской. Благо, между странами действует пенсионное соглашение, позволяющее производить взаимозачет трудового стажа. Особо массово российское гражданство принимают в Латгалии, восточном и самом бедном регионе Латвии.
13 процентов населения Латвии не являются гражданами этой страны, отмечают исследователи. В цифрах это 288 тысяч человек. Фактически натурализация "неграждан" прекратилась, желающих получить гражданство Латвии посредством этой процедуры крайне мало. "Большинство из "неграждан", как показывают исследования, любят Латвию, идентифицируют себя с ней, но не воспринимают существующий этнократический режим. Поэтому и сознательно отказываются получать латвийское гражданство через навязанную националистами процедуру натурализации", - отметил в комментарии "РГ" Гапоненко.
Депутат Европарламента Татьяна Жданок в 2010-м году добилась предоставления "негражданам" Латвии и Эстонии права свободного передвижения по Европе. О чем, кстати, не хотели позаботиться латвийские власти. Год спустя Россия предоставила "негражданам" этих двух стран право безвизового въезда в Россию. Что неожиданно сделало "неграждан" самыми привилегированными в плане свободы передвижения жителями Европы.
Но определяющей, все же, является принципиальная позиция большинства "неграждан", что гражданство они готовы принять лишь в автоматическом порядке. Именно это русскоязычным жителям советской Латвии обещали деятели "Народного фронта", уговаривая их голосовать в 1991 году против сохранения СССР. Тогда же латвийские националисты раздали русским более 60 тысяч квази-паспортов будущей Латвии, которые так и не были обменяны на настоящие. В соседней Эстонии число "неграждан" ниже, чем в Латвии - 7 процентов от населения. При этом число граждан России выше, а именно 7 процентов, сообщается в исследовании Балтийского института социальных наук.
Объясняется это просто. Если в Латвии статус "негражданина", который хотя и предусматривает поражение в правах, но не позволяет выгнать его обладателя из страны, был введен в 1992-м году, то в Эстонии - лишь в 1995 году. Первоначально шведские консультанты латышских и эстонских националистов предлагали властям этих стран предоставить русскоязычным жителям этих стран статус "лица без гражданства", позволяя принимать иностранное гражданство. Что автоматически делало их объектом шантажа со стороны властей под угрозой выдворения. В Латвии это сделать не удалось. Представители русскоязычной общины, пригрозив властям массовыми протестами, добились решения о предоставлении русскоязычным жителям специального национального статуса "негражданин", обладателя которого нельзя выдворить из страны. В Эстонии же за три года до принятия подобного решения более ста тысяч жителей, в первую очередь на Северо-Востоке страны, приняли российское гражданство. Одним из последствий подобного решения стало то, что в Эстонии так и не сформировались, в отличие от Латвии, мощные и независимые русскоязычные политические партии.