Новая премьер-министр Ева Копач ранее заявила, что ее страна "должна вести себя как рассудительная польская женщина". Многие восприняли это как сигнал того, что Польша изменит свою чрезвычайно активную позицию относительно конфликта на Украине.
Но в понедельник, комментируя заявление председателя правительства, новый вице-премьер, министр обороны Польши Томаш Семоняк заявил в интервью Radio ZET: "Украинская сторона в данный момент, как я понимаю, знакомится с нашими возможностями. Если она выразит желание и готовность закупать какие-либо элементы вооружения в Польше, то есть процедура, есть предприятия, думаю, что они не мечтают ни о чем кроме экспорта оружия куда-либо. Так что Украина может быть хорошим партнером".
Это противоречие между словами премьера и министра обороны разъяснил сам Томаш Семоняк: "В пятницу был министр обороны Украины, мы говорили об этом и по просьбе украинской стороны, которую я считаю вполне оправданной, договорились, что не будем делать заявлений на этот счет". Он пояснил: "Сами украинцы считают, что на такие темы лучше говорить в тишине кабинетов и действительно их решать, а не хвастаться в прессе".
Так какие виды оружия Польша может продавать Украине? Об этом "РГ" рассказали польский и российский эксперты.
Анджей Талага, директор по вопросам стратегии Warsaw Enterprise Institute:
- Насколько мне известно, сейчас нет согласия польского правительства на продажу оружия, которое непосредственно убивает, как то: артиллерия, танки. Зато есть согласие на продажу, например, бронежилетов, шлемов, систем наведения и управления огнем, связи, отслеживания целей, беспилотных самолетов малого радиуса действия. И это наша страна может продавать, думаю, это не должно вызвать каких-либо проблем с Россией. Второе, что готова делать Польша, - ремонтировать украинскую военную технику. Президент Украины заявил недавно, что его страна потеряла 65 процентов военной техники. Имеется в виду боеспособная техника, ведь все остальное находится в таком виде, что не может быть использовано в военных действиях. И вот это Польша может отремонтировать, привести в боеспособное состояние. Поскольку у нас есть ноу-хау, есть очень похожая техника - те же танки Т-72, вертолеты Ми-24, Ми-17 и Ми-8, есть похожие артиллерийские системы, которые в Польше выходят из употребления, но остались предприятия, которые их ремонтируют, мы могли бы это делать и на это можно было бы получить согласие правительства.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:
- Во-первых, за торговлю оружием в Польше отвечает не министерство обороны. Для этого есть министерство экономики, свои соображения могут быть у МИДа. Так что я бы не относился к этому так серьезно. Во-вторых, Польша при всей своей, скажем так, яркой политике и будучи одним из инициаторов вместе со Швецией европейской политики Восточного партнерства, в вопросах такого рода скорее всего будет консультироваться с США. А там Петру Порошенко недавно фактически отказали в поставках вооружения, по крайней мере, боевых систем и вряд ли будут поощрять Польшу к такого рода действиям. И в-третьих: да, у Польши есть свой военно-промышленный комплекс. Он не такой мощный, как во времена Варшавского договора, но то, что раньше называлось Bumar, а теперь Польский оборонный холдинг (PHO), производит много различных вооружений, которые могли бы поставляться на Украину. Начиная от Bumar Zolnierz - личная экипировка солдата будущего, заканчивая боевыми машинами пехоты Rosomak, которые они производят по лицензии финской компании.