26.09.2014 00:34
В мире

Киев решил создать новую военную доктрину

В Киеве готовят новую военную доктрину страны
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (6492)
Киевские власти взялись за создание новой военной доктрины Украины. В ней будут изложены взгляды нынешнего политического руководства страны на внешние и внутренние угрозы, подготовку государства к отражению агрессии и военное строительство в целом.
Читать на сайте RG.RU

Разработкой документа, который должен быть готов к концу 2015 года, в первую очередь займутся в минобороны. Что там насочиняют украинские генералы, можно заранее понять из высказываний их главного начальника Валерия Гелетея. Ярый русофоб, за недолгое время пребывания в кресле министра обороны успевший оскандалиться утверждениями, что на юго-востоке страны украинским силовикам якобы противостоят регулярные части российской армии, которые даже используют тактическое ядерное оружие, он уже предложил зафиксировать в новой доктрине в качестве наиболее вероятного агрессора восточных соседей.

Установлены личности двух погибших из массовых захоронений под Донецком

Еще дальше пошел премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, которые цитирует Интерфакс-Украина, в новой оборонной доктрине "Российская Федерация должна быть признана как государство - агрессор, основная и единственная страна, которая угрожает территориальной целостности и национальной безопасности Украины".

Заранее разобравшись с вероятным противником, киевские власти определились и с верными союзниками. Со слов того же Гелетея, в качестве таковых в документе будут фигурировать страны Североатлантического альянса. Натовские стандарты он назвал ориентиром, на который сделают ставку украинские генералы при строительстве вооруженных сил. Однако напомним, еще совсем недавно таким ориентиром для Гелетея была Швейцария. Получается, что генерал либо запутался в приоритетах, либо меняет их, как перчатки. А еще, быть может, министр просто не в курсе, что Швейцария с ее традиционным нейтралитетом ни в НАТО, ни в любые другие блоки не входит.

О внеблоковом статусе самой Украины, закрепленном в основополагающих документах, в том числе в трех редакциях военной доктрине страны еще с момента распада СССР, в Киеве теперь не вспоминают. Из новой доктрины это положение хотят вообще изъять. Более того, с местных трибун то и дело звучит призыв немедленно вступить в НАТО, которое поможет украинским силовикам быстро "навести порядок" на юго-востоке и "поставить на место" Россию. Авторов этих лозунгов ничуть не смущает, что в руководстве альянса не раз говорили о невозможности в обозримой перспективе присоединения Украины к НАТО. В штаб-квартире организации хорошо понимают, что ничем, кроме головной боли и огромных финансовых издержек, такой процесс не обернется. Что бы там ни написали в своей доктрине украинцы, брать на себя расходы по переводу их армии на натовские стандарты в Брюсселе явно не собираются.

Киев уличили в обмене военнопленных на людей, не являвшихся ополченцами

Сильно потрепанные в Донецкой и Луганской области, вооруженные силы Украины, по некоторым данным, лишились чуть ли не половины боевых самолетов, танков и бронемашин. Заметим, не современных, а по большей части еще советского производства. А ведь в наследство от СССР украинцам достались огромная армейская машина - три военных округа и часть Черноморского флота, которые в виду близости к странам НАТО в советские времена оснащали самым новым оружием и техникой. В 1991 году под юрисдикцию Украины перешли 14 мотострелковых, 4 танковые и 3 артиллерийские дивизии, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолетов, три воздушные армии с 1100 самолетами и отдельная армия ПВО. Численность этого войска тогда приближалась к 700 тысячам человек. И вот, спустя 23 года у армии Украины официально осталось примерно 125 тысяч военнослужащих. Пополнить их опустевшие арсеналы новейшей западной техникой, переоснастить на нее все вооруженные силы киевские власти, стоящие на грани финансового краха, самостоятельно не могут. И США с Евросоюзом тут им не помощники.

Подкинуть списанное из собственных арсеналов старье, отправить на Украину военных инструкторов, как это делали американцы в Грузии в период правления Саакашвили, на Западе могут. Они даже могут сверстать для Киева план военной операции в Донецкой и Луганской областях (что наверняка и было сделано), но воевать за украинцев и перевооружать их согласно союзническим обязательствам натовцы не станут. Тем более что вступление в альянс государства, имеющего территориальные проблемы, противоречит уставу организации.

Украинские каратели зверски уничтожали жителей Донбасса

Между тем, вместе с отменой внеблокового статуса в новой военной доктрине Украины может появиться и не менее серьезное с точки зрения безопасности в регионе положение о возможности использования страной ядерного оружия. В этом вопросе экспертное сообщество уже разбилось на два лагеря - одни утверждают, что украинцы не могут самостоятельно его производить, другие говорят об опасности появления на Украине "грязной" атомной бомбы. Строго говоря, такие боеприпасы нельзя отнести к ядерному оружию. При их применении радиоактивные вещества не вступают в цепную реакцию, и, как следствие, не возникают такие факторы ядерного взрыва, как ударная волна, проникающая радиация и электромагнитный импульс. Однако "грязная" бомба чрезвычайно опасна тем, что используемые в ее начинке отходы ядерного производства вызывают сильное радиоактивное заражение местности.

На Украине есть атомные электростанции и хранилища отработанного топлива АЭС, поэтому стопроцентно исключить вероятность создания там "грязной" бомбы, пожалуй, нельзя. Другое дело, что в этом абсолютно не заинтересована не только Россия, но и страны Евросоюза. Не дай бог, такое оружие попадет в руки украинских националистов - судя по печальному опыту Чернобыля, мало никому не покажется. Эксперты также говорят и о другой достаточно реальной угрозе - возможности размещения на Украине, поблизости от наших границ натовского тактического ядерного оружия.

Вот почему тревожным выглядит даже само предположение, что ядерный статус Украины может быть официально закреплен в военной доктрине этой страны.

Украина