Заместитель главы Неклиновского района по социальным вопросам Александр Третьяков признался корреспонденту "РГ", что новая партия беженцев, на самом деле, лишь небольшая часть тех, кто переходит границу.
- Сейчас в нашем районе живет около одной тысячи беженцев с Украины, - говорит Александр Третьяков. - В основном, это женщины и дети, но мужчины есть тоже. Мы размещаем их на территории детских оздоровительных центров, разумеется - только в отапливаемых помещениях. Кроме того, значительная часть беженцев размещена в квартирах.
По словам замглавы администрации, в Неклиновском районе идет постоянная ротация беженцев: кто-то приезжает, кто-то, наоборот, возвращается на родину, надеясь на окончание войны. Но, видимо, в последнее время два фактора - перемирие и наступающие холода - уравновесили друг друга: в Неклиновский район сейчас едет с Украины и отправляется на родину примерно одинаковое количество людей. Но все же возвращается больше.
Староста украинских беженцев Лидия Стрельникова считает, что нет разницы в том, что именно гонит людей из дома - война или холод.
- Если человек потерял дом, если разрушена инфраструктура, если не по его вине нет света, воды и условий для жизни, то он тоже становится вынужденным переселенцем, - говорит она. - Но все-таки, главным образом, беженцы уезжают из районов боевых действий. И эта закономерность очень четко прослеживается. Когда бои шли под Луганском, люди, в основном, ехали с Луганщины. Когда активные военные действия переместились к Донецку - поток беженцев пошел из Донецкой области. А когда линия фронта сдвинулась к Мариуполю - появились беженцы оттуда.
По мнению Лидии Стрельниковой, похолодание не станет настолько сильной причиной, выгоняющей людей из дома, какой была война. Наоборот, многие беженцы стремятся вернуться на родину до холодов, чтобы успеть восстановить свой дом, город или село.
- Тот, кто пережил бомбежку, не испугается мороза, - уверена Лидия Стрельникова. - Я знаю многих жителей Донбасса, которые готовы выходить из многоэтажек на улицы и готовить еду на кострах, лишь бы жить в своей квартире. Конечно, есть категория вынужденных переселенцев с детьми, больными родственниками или престарелыми родителями, которым трудно выжить в городе с разрушенной инфраструктурой. Но, думаю, большая часть беженцев все-таки настроена на возвращение.
По официальным данным, количество возвращающихся на родину украинских беженцев, действительно, начинает превалировать над въезжающими в Россию. Например, представители таможенной и пограничной службы в Ростовской области сообщили корреспонденту "РГ", что за сутки в регион въехало 1786 транспортных средств, а выехало - 1940. Такая же динамика - и по людям: количество въехавших составило около 7 тысяч человек, а выехавших - около 9 тысяч. Раньше было иначе.
Эту тенденцию подтверждают и в УФМС России по Ростовской области. По данным ведомства, количество выезжающих из РФ через Ростовскую область граждан примерно на две-три тысячи больше тех, кто въезжает.
Кстати
Летом на территорию России въехало более одного миллиона украинских беженцев. При этом Ростовская область приняла около 200 тысяч человек. Сейчас на Дону находится более 50 тысяч вынужденных переселенцев с Украины. Из них примерно 49 тысяч человек живет в семьях и около 1200 человек - в отапливаемых пунктах временного пребывания.