Тема пассажирских перевозок, дорожной доступности арктических городов и поселков всегда вызывает пристальный интерес жителей автономии. Еще полвека назад иных способов доставки грузов и людей, кроме как по воздуху, воде, укатанному снегу, на севере не было. Из-за огромных расстояний, продолжительных холодов, коварных вечномерзлых грунтов прокладка всепогодных дорог требует больших усилий и колоссальных затрат. Немало поселений и по сей день отрезано от сухопутных магистралей Урала и Сибири.
- Несколько последних лет отрасль финансировалась достойно, поэтому удалось значительно нарастить темпы работ. О чем свидетельствуют итоговые цифры реализации комплексной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2013 годы", - говорит председатель комитета по экономической политике, промышленности и природопользованию Николай Яшкин.
В отчетный период, по словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Дмитрия Варакина, на строительство и реконструкцию капитальных дорог направлено почти 26 миллиардов рублей. Более 80 процентов средств ушло на важнейший ныне проект - прокладку 337-километрового шоссе между Салехардом и Надымом. Оно обеспечит круглогодичное движение между двумя главными городами западной зоны ЯНАО, позволит наконец жителям окружной столицы и ее окрестностей выезжать в любую погоду на меридиональную трассу, связывающую округ с Сургутом, Тюменью, Омском, Астаной.
Сданы госкомиссии 104 километра дороги с различной степенью эксплуатационной готовности. Они проезжие, только где-то асфальтобетон, а где-то пока щебень. Мощный парк техники, современные технологии позволяют вести работы быстро и качественно. К примеру, в августе подрядные предприятия ежедневно укладывали по 700 метров асфальта. Вынашивались планы открыть сквозное движение (с учетом того, что значительная часть дороги будет со щебеночным покрытием) уже к концу 2015-го. Срок сдвинули на три года вперед: при резко возросшей социальной нагрузке на региональные бюджеты одновременно ощутимо сократились налоговые поступления. Это коснулось и Тюменской области, которая софинансирует строительство дороги через программу "Сотрудничество". В одиночку Ямалу тут не справиться.
В целом на запуск трассы с переходным, как выразился Дмитрий Варакин, типом покрытия, потребуется ориентировочно 40 миллиардов рублей. Велики траты на инженерные сооружения. Это около полутора сотен объектов. Треть из них - мостовые переходы через реки, топкие места. Самый большой - в Надыме, его, как ожидается, через год введут в эксплуатацию.
Между тем на некоторых других территориях округа также ощущается острая необходимость в переброске мостов через водные артерии. Например, через реку Пур, напомнил депутат Олег Андреев. Соглашаясь с ним, руководитель департамента подчеркнул, что за все сразу не ухватишься - ресурсы ограничены. Ведь только мост через Пур обойдется приблизительно в 12 миллиардов рублей. Приоритеты расставлены, остается им следовать.
Прежде всего предстоит завершить строительство автомагистрали Салехард-Надым. Свяжет их и железная дорога, уверены власти округа. В целевой федеральной программе предусмотрено в ближайшие годы направить на реализацию проекта "Северный широтный ход" (СШХ) 61 миллиард рублей из государственной казны. Все в ожидании момента, когда правительство РФ нажмет на стартовую кнопку.
Прокладка одноколейки до Салехарда - не самоцель, его надо соединить с городом Лабытнанги и станцией Обская, находящимися на противоположном берегу Оби. Тогда две тупиковые ветки Северной и Свердловской железных дорог сомкнутся близ Полярного круга, образуя урало-сибирское транспортное кольцо. Появится и выход на полуостров Ямал, где заложен морской порт. Основное связующее звено - двухкилометровый мост через Обь. Его стоимость исчисляется десятками миллиардов рублей. Частично бремя затрат готов нести регион.
- Люди с волнением следят за развитием ситуации. Забивка первых свай, не сомневаюсь, станет настоящим праздником. Вот только неясно, когда он случится, - говорит зампред комитета по бюджету, налогам и финансам Заксобрания ЯНАО Елена Пушкарева.
Вопрос не сходит с повестки дня, его решение имеет принципиальное значение для окружного правительства, заверяет Дмитрий Варакин. Ведь проект СШХ не местечкового значения, а общероссийского, с учетом прогнозируемого объема грузоперевозок, интенсивного освоения арктических недр вкупе с развитием судоходства на Северном морском пути.
Ко многим тундровым, таежным, прибрежным селениям дороги, помимо сезонных зимников, нет смысла прокладывать, поскольку огромные затраты никогда не окупятся. Здесь выручают малая авиация, речной флот. Само собой, депутаты не могли обойти внимаем эту тему. Так, Валерий Степанченко озабочен стоимостью авиабилетов на отдельных региональных маршрутах: без субсидирования полетов многие северяне будут пользоваться услугами авиакомпаний только в случае крайней необходимости, что неизбежно приведет к сокращению количества рейсов. А Олег Клементьев огласил тревожный вопрос пассажиров закупленных пару лет назад теплоходов марки А-145, курсирующих вдоль морского побережья автономии, по устьям сибирских рек: мол, хороши суда, только большой волны в заливах боятся, иногда сутками стоят на рейде в ожидании затишья. В отличие от стойкого к непогоде "Михаила Калашникова", почему-то переброшенного на другой, более спокойный, маршрут.
Последний, подтвердил глава департамента, курсировал в нынешнюю навигацию между Омском и Салехардом, сойдя с привычного маршрута в силу повышенных требований Росречрегистра к судам такого класса.
- Полагаю, "Калашникова" после технической "подгонки" к ужесточенным нормативам можно вернуть в акваторию Карского моря. На работоспособности 145-х сыграл фактор аномально штормовой погоды. В прошлом году такого буйства не наблюдалось, и они, заметьте, ходили строго по расписанию, - защитил новые теплоходы Дмитрий Варакин.
За время действия программы бюджетные инвестиции в водный транспорт, включая субсидирование межмуниципальных и межрегиональных перевозок пассажиров, составили 1,6 миллиарда рублей.
Аналогичным образом мотивировал автономный округ и воздушные перевозки. Субсидировались 30 внутренних и 8 межрегиональных маршрутов. Результат налицо: пассажиропоток в 2013 году по сравнению с 2011-м вырос на 26 процентов. Курс на финансовую поддержку социально значимых направлений сохранится. Остается добавить, что вместе с затратами на реконструкцию и техническое оснащение отдельных аэропортов за трехлетку объем вложений достиг без малого 3,5 миллиарда рублей.
Между тем
Депутаты Законодательного собрания Ямала поддержали обращение Тюменской областной Думы к министру транспорта РФ, где говорится о необходимости ускорения ремонта предельно изношенных федеральных дорог Тюмень-Омск и Тюмень-Ханты-Мансийск. Последняя автострада единственная, по которой северяне могут выбраться на машине на Большую землю. По ней же доставляются в округ сотни тысяч тонн промышленных грузов, продовольствия.