Не из-за поломки, а из-за того, что хозяйка просрочила очередной платеж по автокредиту. Не было у нее на тот момент нужных 389 долларов. "Я чувствовала себя совершенно беспомощной", - с дрожью в голосе вспоминает женщина.
Этот пример газета New York Times привела для иллюстрации нового бизнес-тренда в США. В последнее время в стране быстро растет кредитование людей из "группы повышенного риска", с персональным кредитным рейтингом в 640 пунктов и ниже. По данным издания, в прошлом году на их долю приходилась примерно четверть всех новых займов на покупку автомашин. А это в США колоссальный рынок: только за первый квартал нынешнего года общий объем "рискованных" автокредитов превысил 145 млрд долларов.
Любопытно, что, по словам газеты, главной движущей силой тренда является не столько стремление самих "некондиционных" заемщиков (subprime borrowers) обзавестись колесами, сколько спрос на ценные бумаги, для которых их кредитные соглашения служат обеспечением. Оказывается, это весьма доходный финансовый инструмент, и поскольку на рынке в целом процентные ставки сейчас достаточно низки, инвесторы охотно используют данную возможность для размещения капиталов. А спрос, как известно, рождает предложение.
При этом кредиторы, разумеется, стремятся себя максимально обезопасить, и используют для этого современные информационные и компьютерные технологии. Среди них - и навигационные приборы, позволяющие отслеживать перемещения купленных в рассрочку автомашин, и даже дистанционные выключатели системы зажигания. Именно такой выключатель "обездвижил" в самый неподходящий момент "железного коня" той же Болендер. А всего, согласно публикации, подобные устройства установлены уже примерно в 2 млн автомашин в США.
Кстати, эти устройства умеют еще и напоминать владельцам авто о приближении срока очередного платежа все более громким "пиканьем". По свидетельству New York Times, людей эти "подсказки" как правило лишь раздражают и унижают. Но поделать они с ними ничего не могут - равно как и с дистанционным выключением двигателя. Одна женщина рассказала журналистам, что ей однажды мотор отключили таким образом прямо во время движения по скоростному шоссе.
Кредиторы со своей стороны говорят, что новый метод позволяет им обслуживать клиентов, которые прежде вообще не имели бы шансов на получение автозайма. Они напоминают, что жесткие условия контроля за платежами прописаны в контрактах, заключаемых добровольно. Один из таких людей - Лайонел Вид из компании "Ферст касл федерал кредит юнион" в Ковингтоне (штат Луизиана), почти два десятка лет профессионально занимающийся сбором долгов, - не нарадуется на свой электронный "выключатель". Как правило, по его словам, люди звонят уже через считанные минуты и предлагают заплатить. "Это привлекает их внимание", - довольно произносит он.
Вид, кстати, уверяет, что "стреножит" только запаркованные машины, а в случае крайней нужды включает их обратно. Но "другие", по его признанию, не столь щепетильны. А он сам же призывает коллег из отрасли все шире внедрять "передовые технологии".
Со своей стороны New York Times констатирует, что эти технологии действительно дают людям, "чьи кредитные истории потрепаны" финансовыми бурями последних лет в США, доступ к автокредитам. Но одновременно, указывает она, они "приводят в их жизнь и "большого брата" по версии Уолл-стрит".