О желании "закатать" российские дороги в бетон на федеральном уровне говорили еще три года назад. Тогда экс-министр транспорта Игорь Левитин объявил о планах до 2015 года заменить в стране грунтовки твердым покрытием. Бетонные дороги, по его словам, дороже в строительстве, однако в течение жизненного цикла их эксплуатация обходится дешевле на 30 процентов. С учетом того, что сегодня уложить идеальный асфальт, к которому не должно быть претензий, как минимум, пять - шесть лет, удается очень редко - вмешивается человеческий фактор, погодные условия, сбой техники и так далее - это был бы лучший способ решить проблему.
Преимущество бетона ульяновцы на себе уже испытали. От расположенного на краю города авиазавода "Авиастар-СП" до аэропорта "Ульяновск - Восточный" идет рулежная дорога длиной около восьми километров. В эксплуатацию ее вели в начале 80-х. Спустя более трех десятков лет бетонная рулежка, по которой не только перекатывают в аэропорт построенные самолеты - по ней еще и активно ездят как легковые, так и грузовые автомобили, остается в хорошем состоянии. Здесь даже проводят соревнования по дрэг-рейсингу (спринтерские заезды на четверть мили), которые требуют идеально ровной, без изъянов, дороги.
- Бетонные дороги активно строят в западных странах: в Америке их доля - около 60 процентов, в Германии - около 40. В России же - всего три процента, - говорит заместитель директора Департамента автомобильных дорог Ульяновской области Рафаэль Тукаев. - Это действительно дорогое удовольствие: бетонное покрытие дороже асфальтового примерно на 70-80 процентов. Строительство же одного километра обычной двухполосной дороги третьей категории обходится примерно в 40 миллионов рублей. Но вложения в бетонные дороги окупаются.
По словам дорожника, асфальт уже через четыре года (а зачастую и раньше) требует ухода - проливки трещин, мелкого ямочного ремонта. На бетонных же дорогах все это потребуется лишь через 10-12 лет. Дорожники даже шутят: "только пыль сдувай". Спустя восемь лет затраты на бетонную и асфальтовую дорогу уравниваются, а после этого первая с каждым годом становится только дешевле. Срок службы бетонной дороги - не менее 50 лет. Таким образом, этот вариант - из серии "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи": приличные вложения гарантированно окупятся, да еще и принесут определенные дивиденды. Бетонные дороги, из-за отсутствия колейности, более безопасны и даже позволяют автовладельцам экономить бензин.
О том, что Ульяновская область готова стать пилотным проектом по строительству бетонных дорог, губернатор Сергей Морозов заявил в Москве на встрече с представителями крупного холдинга, занимающегося производством стройматериалов. В качестве площадки для реализации проекта глава региона предложил одну из самых загруженных трасс области, соединяющую Ульяновск с Димитровградом и далее - с Самарой. Вопрос в ближайшее время проработает и просчитает специально созданная комиссия.
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем регионе появились бетонные дороги. Но в то, что мы самостоятельно потянем такие вложения, слабо верится. Это должен быть проект федерального масштаба - бюджетный или инвестиционный, замыкающийся, в том числе, на создании сети платных дорог. Это мировой опыт. Пока же создавать платные трассы робеют Москва и Питер, хотя спрос там гарантирован. Так что бетонка - пока идея, но пока из разряда социальной фантастики, - считает председатель совета общественного движения "Автомобилисты Ульяновска" Дмитрий Ежов.
Пока же в Ульяновской области ищут новые источники поступления средств, которые пойдут на ремонт дорог. На последнем заседании депутатов регионального заксобрания было предложено повысить транспортный налог. Авторы законопроекта пояснили, что его ставки не изменялись с 2008 года, тогда как себестоимость дорожных работ выросла: за три последних года битум подорожал на 11 процента, щебень - на 43 процента, асфальтобетон - на 38 процентов.
Сейчас в Ульяновской области ставки транспортного налога ниже, чем в среднем в ПФО. Так, например, владельцы легковушек с маломощными двигателями (до 100 лошадиных сил) платят по 10 рублей за одну лошадиную силу. Средний показатель по округу составляет 14 рублей; депутаты заксобрания предложили увеличить для ульяновцев ставку до 12 рублей. Принятие поправок в закон даст возможность пополнить региональный дорожный фонд на дополнительные 55 миллионов рублей - а это ремонт примерно 55 тысяч квадратных метров дорог.
Предложение возложить на автомобилистов дополнительную финансовую нагрузку поддержали не все депутаты. Были высказаны опасения, что повышение в первую очередь ударит по незащищенным слоям населения, так как маломощные автомобили, в большинстве своем, относятся к эконом-классу. В то же время, под эту категорию попадает большинство иномарок в базовой комплектации, для владельцев которых повышение налога на 200 рублей вряд ли станет критичным. В итоге большинством голосов было принято решение все же принять поправки в первом чтении, после чего обсудить их с общественностью и вынести на заседание заксобрания в октябре - ноябре.
Справка "РГ"
По предварительным прогнозам, доходная часть дорожного фонда Ульяновской области в 2015 году составит чуть более трех миллиардов рублей.