30.09.2014 15:59
В мире

Украинские каратели по почте отправляли домой награбленное в Донбассе

Украинские каратели по почте отправляли домой награбленное на Донбассе
Текст:  Надежда Ермолаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (6495)
Латвийский правозащитник Эйнарс Граудиньш с группой экспертов ОБСЕ побывал на местах массовых захоронений в Донецкой области, где были обнаружены более четырехсот тел мирных жителей и расстрелянных ополченцев. Эксперт из Латвии рассказал "РГ" о том, что видел своими глазами и что ему рассказали местные жители.
Читать на сайте RG.RU
Массовые захоронения в ДНР

Как Вы добрались до мест массовых захоронений на Донбассе?

Эйнарс Граудиньш: Я приехал туда в составе группы из восьми экспертов из разных стран Евросоюза: Франции, Германии, Болгарии и других государств. Также был представитель из Великобритании.

Сначала я добрался до Ростова-на-Дону. Затем мы пересекли границу. Нас сопровождали представители Донецкой и Луганской народных республик. Никакой особой охраны не было.

Мы посетили два места массовых захоронений. Одно - в селе Нижняя Крынка в Донецкой области. Второе - у шахты Коммунарская №22.

Что вы увидели на местах захоронений?

У людей, погребенных под Донецком, могли изымать органы на продажу

Эйнарс Граудиньш: Захоронение около шахты Коммунарская находится на открытом участке местности. Это не лес, здесь также нет домов. Трупы в этом захоронении лежат под тонким слоем земли. Видно, что тела убитых наспех были сброшены в яму и засыпаны землей.

Когда мы туда приехали, трупы были убраны. Нам рассказали, что тела находились уже в сильной стадии разложения, когда были обнаружены. В захоронении у села Нижняя Крынка пока раскопан только один могильник. Там стоит невыносимый трупный запах, что говорит о том, что еще не все тела извлечены из-под земли. Это захоронение также находится на открытом участке местности, очень похожем на поле. Там все перепахано. Недалеко от него виднеется разрушенная бомбежкой постройка.

Нам предложили поприсутствовать во время раскопок. Но мы не смогли, так как были ограничены во времени. Также надо понимать, что там непростая ситуация - в этой зоне работают украинские снайперы.

Кто в настоящее время занимается там эксгумацией?

Эйнарс Граудиньш: Этим занимаются сотрудники правоохранительных органов ДНР: МВД, прокуратура и милиция. Они тщательно документируют извлечение каждого тела, проводят экспертизу и отправляют тело в морг. В настоящее время только в моргах города Донецка около 400 неопознанных трупов.

Очевидно, что их число будет расти по мере проведения эксгумации на обнаруженных захоронениях.

Вам рассказали, сколько было убито гражданских лиц во время военных действий?

Эйнарс Граудиньш: Этого пока никто сказать не может. В настоящее время на освобожденных территориях идет только приблизительный подсчет погибших и пропавших без вести. Точное число их подсчитать крайне сложно. Надо учитывать, что кто-то из пропавших без вести может находиться в плену или без сознания в больнице. А кто-то может быть убит. В Донецке нам рассказали, что украинские боевики убивали мирных людей ни за что. В морге нам показали найденные в реке тела расстрелянных мужа и жены. Семейная пара ехала по дороге. Их остановили наемники украинской армии, вытащили из машины, расстреляли, а тела бросили в реку. Военные забрали себе машину и деньги.

СК завел уголовное дело о геноциде русскоязычного населения Донбасса

Вы знаете, люди на Донбассе до сих пор кричат от ужаса. Был у нас еще долгий разговор с женщинами из села Нижняя Крынка. Они сами к нам обратились с просьбой, чтобы мы их выслушали. Истории этих женщин потрясли меня до глубины души. Лично я стоял как вкопанный и не мог найти никаких слов. Я просто онемел от того горя, который испытали на себе эти женщины.

Что они рассказали?

Эйнарс Граудиньш: К нам подошла группа женщин. Говорили они очень эмоционально, буквально рыдали. Говорили то все разом, то по одной. Они рассказали, что наемники из батальона "Азов" и "Донбасс" подвергали частым групповым изнасилованиям всех женщин села. Жертвами надругательств стали девочки-подростки от 12 лет и пожилые женщины.

Передо мной стояла одна из таких жертв - девочка 13-лет. Худенькая, слабенькая, с затравленным взглядом. Ее мать рассказала, что украинские бойцы несколько раз изнасиловали ее дочку. Горе матери не передать словами. Она буквально кричала от ужаса.

Женщины также рассказали, что их дома были разграблены. Бойцы АТО выстраивались в очереди на почту, чтобы переслать награбленное себе домой. Женщины все это нам рассказали, чтобы весь мир узнал о тех страшных преступлениях, которые творила украинская армия.

Украина