Целевые средства должны пойти на поддержку российских компаний, которые разрабатывают программное обеспечение, уже зарекомендовавшее себя и имеющее определенный экспортный потенциал.
Инициативу уже поддержал глава государства, пообещав поговорить с коллегами в минэкономразвития и минфине. Монополизм отдельных стран и зарубежных компаний на отечественном ИТ-рынке уже давно вызывает беспокойство и у минкомсвязи, и у отдельных игроков рынка. Разговоры об импортозамещении иностранного ПО отечественным идут уже давно. Так, в октябре Комиссия Государственной Думы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем должна в очередной раз рассмотреть проект поправок в законодательство о поддержке российских IT-разработчиков.
Иностранные разработчики долгое время планомерно занимали отечественный рынок. По данным Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, сегодня доля используемого импортного программного обеспечения составляет уже 67%, а в аппаратной части достигает уже 90%. По данным минэкономразвития, в 2013 году общий объем российского ИТ-рынка достиг 762,3 млрд руб. При этом ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейшим иностранным ИТ-компаниям составил 285 млрд руб. "При этом более 85 млрд рублей из этой суммы приходится на расходы государственных организаций. Налицо финансовые потери, которые можно было бы избежать при импортозамещении", - ранее заявлял Дмитрий Новиков, первый зампред Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям.
Ценник российских и зарубежных вендоров действительно отличается. Например, "РусГидро" в октябре 2013 года провела закупку ERP-системы у SAP на сумму 1,56 млрд руб., а "Россети" в том же году только на поддержку, докупку лицензий и развитие модулей SAP потратили более 700 млн рублей, причем на рынке таких закупок несколько десятков в год. Большинство опрошенных "РГБ" экспертов склоняется к тому, что закупка ERP-системы у отечественных разработчиков обошлась бы госкомпании дешевле почти в два раза. Конечно, речь могла идти о конкретных требованиях заказчика, которые удовлетворил бы только иностранец, но сложно представить, что отечественные разработчики с этим бы не справились.
"Сегодня российскими производителями созданы продукты и технологии, которые смело можно отнести к лидерам мирового уровня и которые вполне могут составить конкуренцию продукции глобальных игроков. К сожалению, до недавнего времени эти продукты и технологии наши госзаказчики покупали не так часто, по разным причинам отдавая предпочтение зарубежным брендам. Конечно, число таких продуктов не очень велико, и они не покрывают весь стек необходимых для корпоративных клиентов технологий, но их широкое использование позволяет говорить о практически немедленном импортозамещении очень важного функционала без потери качества. Поэтому по данному классу продуктов и технологий необходимо уже сейчас активно стимулировать их закупки, предоставлять преференции национальным производителям", - уверен Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний "АйТи".
Однако пока процедуры проведения госконкурсов и выбора победителей зачастую не обеспечивают равных условий конкуренции. "Это, к сожалению, касается всех процедур госзакупок, безотносительно того, закупается ли ПО, аппаратное обеспечение или, скажем, дорожные работы. Для снижения этих рисков государство совершенствует закупочные механизмы. Чем более прозрачными становятся процедуры закупок, тем сложнее организовать злоупотребления", - убежден Антон Чехонин, генеральный директор компании "Норбит".
По достаточно широкому спектру ИТ-продукции у нас в стране есть идеи, наработки и команды, работающие над созданием интересных решений по приоритетным для импортозамещения направлениям, но пока они не востребованы в серьезном объеме. "Здесь необходимы где-то прямой госзаказ на разработку, где-то активная поддержка отечественных разработок через те же институты развития, через расширение механизмов кооперации с учеными. Очевидно, что отрасли потребуется больше хорошо подготовленных специалистов. Безусловно, это сложная и "длинная" задача, но если мы действительно хотим снизить зависимость от зарубежных технологий, то этим путем все равно придется идти, - говорит Тагир Яппаров. - Создаваемые российские продукты и технологии должны быть изначально нацелены не только на внутрироссийское потребление, но и на глобальный рынок. Без глобальных амбиций нам будет очень сложно создать качественный конкурентоспособный продукт, да и окупить затраты на серьезную разработку только на внутреннем рынке очень сложно".
Перспективы импортозамещения зависят от того, насколько серьезно государство намерено им заниматься, полагает Игорь Литвинов, руководитель отдела системной архитектуры департамента сетевой интеграции "ЛАНИТ": "Эта работа не на один год. Примерный срок, за который возможно полностью заменить в стратегических отраслях импортное ПО отечественным, - 5-10 лет. На это время необходимо разработать план по переходу на отечественные программные продукты и неуклонно ему следовать. Проблема здесь именно в умении реализовывать долговременные проекты. Финансирование проблемой не будет, так как отказ даже от части импортного ПО там, где это можно сделать относительно быстро и безболезненно, сразу высвободит существенные средства".
В любом случае, чтобы развивать отечественное ПО, необходимо четко определить, что на госзакупках и конкурсах в госкомпаниях отечественные разработки получают приоритет. В стратегических отраслях - абсолютный, в остальных случаях - процентов 10-15, предлагает Игорь Литвинов. Понятие "стратегический" подразумевает, что требуется решать долгосрочные задачи. "Значит, государству нужно создать условия для появления экономических драйверов импортозамещения. Минкомсвязь уже прилагает необходимые усилия, так что перспективы есть. Развитие в этой сфере также зависит от поддержки соответствующих инициатив со стороны крупных общественных и отраслевых организаций", - резюмирует Вячеслав Смирнов, генеральный директор "Энвижн Груп".
В общем, наши вендоры обещают сделать все лучше, быстрее и дешевле. Только для этого им нужна ощутимая поддержка государства в сфере госзакупок. И тогда уже не мы будем обращаться к ним, а они к нам.