Президент Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Константин Корсик на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал, что принципиально изменится не только для нотариусов, но и для тех, кто к ним обращается.
- Документ предусматривает создание единого фонда для выплат пострадавшим от действий нотариусов. Когда компании несли убытки по вине нотариусов?
- Нотариусы работают четко. Если уж человек ставит свою печать, то он потом за это отвечает. Таких публичных случаев, что был удостоверен какой-то договор и потом нотариус бы за это отвечал, я не могу привести по крайней мере за последние 10 лет. Единственное судебное решение, согласно которому нотариус возмещал ущерб из-за своей ошибки, касалось причинения имущественного вреда гражданину, это было в 2012 году. То есть механизм компенсации ущерба уже существует, это и личное, и коллективное страхование ответственности нотариуса, но случаев, когда этот механизм оказывается востребован, практически нет. Возможно, что когда наша сфера компетенции расширится, какие-то случаи будут возникать, и как раз для этого разработаны такие механизмы. И это хорошо, когда профессиональная ответственность беспристрастного, объективного и высококвалифицированного юриста, которым является нотариус, подкреплена такими гарантиями.
- Законопроект сохраняет деление на частных и государственных нотариусов. Сколько сейчас в нашей стране государственных нотариусов? Нужны ли они?
- Сейчас в стране работают почти 8 тысяч нотариусов, из них на госслужбе состоит только 21 человек. Государственный нотариат обладает меньшей эффективностью. При этом частный нотариат не требует затрат средств налогоплательщиков на оказание юридической помощи и защиты гражданам и юридическим лицам. Сейчас госнотариусы работают там, где небюджетный нотариат не смог работать из-за невозможности обеспечить самофинансирование своей деятельности. При реализации мер, разрабатываемых ФНП, а теперь еще и предлагаемых минюстом, проблема доступности нотариальных услуг для населения в труднодоступных и малонаселенных районах будет решена, и нотариат полностью перейдет на небюджетную основу.
- Сегодня нотариусы могут предоставлять гораздо больше услуг, чем просто заверение документов. Насколько часто к их услугам прибегают предприниматели, например, чтобы открыть собственное дело?
- Поток обращений к нотариусам только начинает расти, и расширение нашей компетенции в сфере корпоративных отношений - это очень непростой процесс. К примеру, в апреле этого года отменили обязательное нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя при подаче в налоговую службу документов о регистрации юридического лица при условии личной явки предпринимателя или же, соответственно, учредителей юридического лица в налоговую службу. Но бизнесмены - люди занятые, поэтому по-прежнему обращаются к нотариусам. С развитием электронного нотариата, когда информационные сервисы позволят нам предоставлять новый уровень удобного и быстрого совершения действий, направленных на защиту прав граждан и юридических лиц, конечно же, будут появляться другие стимулы обратиться к нотариусу.
С 1 сентября этого года вступила в действие новая редакция 67-й статьи ГК РФ со значком "1", которая предусматривает в случае, если иное не установлено Уставом, обязательное удостоверение нотариусом фактов принятия решений собраний участников непубличных АО и ООО. Законодатель принял эту норму без согласования с профессиональным сообществом, с ФНП, поэтому остались моменты, требующие доработки. К примеру, не установлен тариф для такого нотариального действия, его в Основах законодательства о нотариате пока нет. Мы сейчас разрабатываем рекомендации для нотариусов, как правильно работать с подобными заявками. Вообще корпоративная сфера - это вторая по значимости сфера компетенции нотариусов после оборота недвижимости. В Европе, в частности в Германии, правовая система которой во многом схожа с нашей, аппарат нотариуса свидетельствует все существенные факты в жизни юридического лица, с момента решения о его создании до реорганизации или прекращения. И у нотариуса в Германии на каждое юридическое лицо заведено отдельное дело. У нас же процесс стараются максимально упростить, перевести все в простую письменную форму. Так, с 2009 года была установлена обязательная нотариальная форма для купли-продажи долей в ООО, но статистика показывает, что сейчас до нотариусов доходит каждая восьмая-десятая сделка. А все остальное идет через исключения, которые предусмотрел законодатель.
- Одно время была очень популярна тема "черных" риелторов, которые незаконно оформлялись сделки с недвижимостью. Сейчас проблема утратила актуальность?
- Эта проблема до сих пор не решена, так как до сих пор подавляющее большинство сделок с недвижимостью проходит в простой письменной форме. Поэтому нотариат не может эффективно защищать права граждан в этой сфере, чем пользуются различные мошенники. Учитывая, что современная система регистрации прав не позволяет проверить реальные намерения сторон, их дееспособность, разъяснить последствия заключаемых ими договоров и т.д., что в обязательном порядке делает нотариус при удостоверении сделки, в группе риска продолжают находиться социально незащищенные и малообеспеченные граждане, чем в первую очередь пользуются "черные" риелторы.
- Юристы говорят, что нотариат - высшая ступень в юридической профессии. Как попасть в нотариальную контору?
- Законодатель предусмотрел весьма сложную процедуру вхождения в профессию. На первом этапе нужно сначала стать стажером в нотариальной палате. Им может стать лицо, имеющее высшее юридическое образование и успешно сдавшее экзамен на стажировку, абы кого мы в нотариат не берем. Один раз в год мы проводим экзамен на стажировку, при этом в Московской городской нотариальной палате конкурс примерно 3-3,5 человека на место. Потом необходимо в течение как минимум одного года пройти стажировку у нотариуса. При этом, к примеру, в Москве нашим региональным законом установлено два года стажировки. По окончании стажировки стажеры, которые получают положительный отзыв от своего руководителя, сдают квалификационный экзамен. И только после этого стажер получает лицензию на право нотариальной деятельности, которая дает возможность уже работать помощником нотариуса и участвовать в конкурсах на замещение вакантной должности.
Продолжение беседы с главой Федеральной нотариальной палаты Константином Корсиком читайте в ближайшем номере "Российской газеты".