По словам специалистов, это единственный минный корабль-тральщик в ВМФ проекта 02668, оснащенный новейшими средствами поиска мин. Впервые на минно-тральных кораблях такого типа внедрены интегрированные ходовой мостик и главный командный пункт, а также автоматизированная система управления противоминными действиями. Также на нем впервые была установлена современная система обнаружения аквалангистов. Сейчас подобной цифровой системой обнаружения аквалангистов оснащаются все отечественные надводные корабли.
С представителем Южного военного округа мы проходим к причалу, у которого стоит пришвартованный корабль. У трапа нас встречает командир минного тральщика "Вице-адмирал Захарьин" капитан-лейтенант Вадим Колесник. На корабле он служит с момента его испытаний на Черноморском флоте. Кстати, третий в своей династии офицер Военно-морского флота и третий капитан корабля после его вхождения в состав флота.
После покраски здесь наводят порядок: на пирс выносят использованные бочки и банки с краской, ветошь и другие расходные технические материалы.
- У нас проходят службу более 60 военнослужащих, из них 18 матросов срочной службы, - рассказывает Колесник. - Все операции, связанные со сложным управлением компьютерных установок и многими другими автоматическими системами управления, после обучения на специальных курсах выполняют контрактники. А мичманы проходят курсы переподготовки в специальных офицерских классах, открывшихся при Санкт-Петербургском высшем военно-морском училище.
Вакантных мест, добавляет капитан, здесь практически не бывает: "Приходит много желающих с просьбой принять на контрактную службу. Ведь матрос получает денежное содержание от 25 до 32 тысяч рублей. И это без учета боевых выходов в море. К тому же полностью обеспечивается бесплатным питанием и обмундированием".
Вместе с командиром боевой части Данилом Потеряевым поднимаемся на корабль: осматриваем отсеки, заглядываем в каждую его боевую часть. Кажется, трапам нет конца и края. Но это только для новичка…
- Чтобы изучить все помещения боевого корабля, отводится один месяц, - поясняет Потеряев, - после чего военнослужащие сдают зачет: в случае чрезвычайной ситуации они должны знать, например, почему такой "горячий пол" в моем боевом отсеке, а также они должны суметь выполнить работы, связанные с борьбой за живучесть корабля. Еще одна новинка - автоматическая система "Диез-Э", которая помогает держать под контролем все системы корабля: управление рулем, движение по заданным точкам, ход машины с постоянной скоростью с учетом ветра. Вахтенный офицер в главной боевой рубке в большей степени выступает сегодня как оператор ЭВМ.
Как выяснилось, предстоящий поход в Сочи - это не первое, так сказать, "спортивное" боевое дежурство корабля в этом году. В феврале и марте, когда в городе проходили зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, "Вице-адмирал Захарьин" также находился в акватории Черного моря неподалеку от сочинского побережья.
…А еще здесь корреспондента "РГ" познакомили с рыжим восьмилетним котом по кличке Толик - любимцем команды, для которого корабль стал роднее земли. Когда тральщик отчаливает и подает сигнал тревоги, "Толик всегда несется к капитану на главный командный пункт. Во время же сильного шторма кот спит на спине".
Еще также выяснилось, что Вадим Колесник - единственный человек на корабле и в своей семейной династии, который не переносит шторм и страдает морской болезнью. Но это не стало помехой для настоящего офицера, полюбившего море со школьных лет…
Кстати
Морской тральщик проекта 02668 создан в конструкторском бюро "Алмаз" и является опытным экземпляром, на котором отрабатываются новейшие технологии "Вице-адмирал Захарьин" был заложен на Средне-Невском судостроительном заводе в 1994 году. Первоначально строился по проекту 266МЭ (заводской номер 879) для ВМС Вьетнама, а в 2000 году на корабле была начата переделка по новому проекту. Спущен был на воду в 2006 году. Водоизмещение корабля составляет 852 тонны, длина - 61 метр, ширина - 10,2 метра. Максимальная скорость хода - 16 узлов.