01.10.2014 20:29
Авто

Крупные автостраховщики уходят с российского рынка

Текст:  Ярослав Николаев
Похоже, россияне станут чаще пользоваться общественным транспортом - страховать свое имущество, в том числе и транспортные средства, становится все дороже. Общая ситуация в экономике заставляет страховые компании неохотно вступать в отношения с новыми потенциальными клиентами. Причина - ослабление курса рубля и вытекающее отсюда удорожание автозапчастей.
Читать на сайте RG.RU

Немалая часть страховщиков предпочитает вообще свернуть свою деятельность, но этот процесс идет медленнее, чем в 2013 году. Если в прошлом году рынок потерял 38 участников, то в первом полугодии 2014 года - лишь 7. Такие данные приводятся в исследовании "Российский страховой рынок в 2014 году. Основные риски российских страховых компаний", подготовленном Национальным рейтинговым агентством (НРА). Так, по состоянию на 30 июня этого года на отечественном рынке страхования осталось 413 страховых и перестраховочных компаний.

Стоимость ОСАГО может вырасти на 30 процентов

Российский страховой рынок перестал быть привлекательным для иностранных инвесторов, отмечают эксперты НРА. По их словам, новой тенденцией 2014 года стало сокращение розничного бизнеса или добровольный уход с рынка крупных компаний. Рынок стагнирует. Одним из проблемных сегментов рынка является сектор обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Он продолжает падать.

На рынок влияет высокий уровень мошенничества, а также негативная для страховщиков судебная практика. Это приводит к сокращению присутствия крупных страховщиков в этом сегменте. Публичные условия страхования автогражданской ответственности не дают возможности компаниям прямо отказывать в заключении договоров, поэтому для сокращения продаж в отдельных регионах страховщики прибегают к ухудшению условий урегулирования убытков. К примеру, они переносят точки урегулирования в удаленные населенные пункты. Кроме того, они нередко заключают договоры "с нагрузкой" в виде дополнительных полисов добровольного страхования.

Очередные негативные ожидания автостраховщиков связаны с увеличением лимитов выплат, расширением европротокола, снижением уровня износа с 80 до 50 процентов, уменьшением сроков урегулирования с 30 рабочих до 20 календарных дней.

Ситуация на рынке КАСКО еще серьезнее, чем с ОСАГО. Сохраняется тенденция опережающего роста выплат над ростом премий: средняя премия по данному виду за последние 5 лет выросла на 5 процентов,, а средняя выплата - на 28 процентов. Основной "болевой точкой" рынка автострахования является урегулирование убытков. Изменение правоприменительной практики привело, с одной стороны, к сокращению сроков урегулирования, а с другой - к росту выплат и судебных расходов. Поскольку страховщики практически не имеют возможности влиять на убыточность, их реакцией может стать повышение тарифов, но в условиях конкурентной борьбы динамика роста средней выплаты значительно опережает рост средней премии. Именно автострахование оказало серьезное давление на финансовый результат страховщиков, ушедших с рынка по своей инициативе.

В целом по рынку эксперты НРА ожидают снижения темпов роста. С учетом влияния инфляции возможен отрицательный прирост объема страховых премий. Внешних источников роста для рынка сейчас нет, резервы следует искать внутри. Страховщики переориентируются с роста валового объема на улучшение финансовых показателей, рост рентабельности бизнеса, но в условиях стагнирующего рынка сделать это достаточно сложно. Количество страховщиков, скорее всего, сократится еще сильнее за счет компаний, которые не смогли выстроить прибыльную модель бизнеса.

Страхование