01.10.2014 19:29
    Поделиться

    Крупные автостраховщики уходят с российского рынка

    Похоже, россияне станут чаще пользоваться общественным транспортом - страховать свое имущество, в том числе и транспортные средства, становится все дороже. Общая ситуация в экономике заставляет страховые компании неохотно вступать в отношения с новыми потенциальными клиентами. Причина - ослабление курса рубля и вытекающее отсюда удорожание автозапчастей.

    Немалая часть страховщиков предпочитает вообще свернуть свою деятельность, но этот процесс идет медленнее, чем в 2013 году. Если в прошлом году рынок потерял 38 участников, то в первом полугодии 2014 года - лишь 7. Такие данные приводятся в исследовании "Российский страховой рынок в 2014 году. Основные риски российских страховых компаний", подготовленном Национальным рейтинговым агентством (НРА). Так, по состоянию на 30 июня этого года на отечественном рынке страхования осталось 413 страховых и перестраховочных компаний.

    Российский страховой рынок перестал быть привлекательным для иностранных инвесторов, отмечают эксперты НРА. По их словам, новой тенденцией 2014 года стало сокращение розничного бизнеса или добровольный уход с рынка крупных компаний. Рынок стагнирует. Одним из проблемных сегментов рынка является сектор обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Он продолжает падать.

    На рынок влияет высокий уровень мошенничества, а также негативная для страховщиков судебная практика. Это приводит к сокращению присутствия крупных страховщиков в этом сегменте. Публичные условия страхования автогражданской ответственности не дают возможности компаниям прямо отказывать в заключении договоров, поэтому для сокращения продаж в отдельных регионах страховщики прибегают к ухудшению условий урегулирования убытков. К примеру, они переносят точки урегулирования в удаленные населенные пункты. Кроме того, они нередко заключают договоры "с нагрузкой" в виде дополнительных полисов добровольного страхования.

    Очередные негативные ожидания автостраховщиков связаны с увеличением лимитов выплат, расширением европротокола, снижением уровня износа с 80 до 50 процентов, уменьшением сроков урегулирования с 30 рабочих до 20 календарных дней.

    Ситуация на рынке КАСКО еще серьезнее, чем с ОСАГО. Сохраняется тенденция опережающего роста выплат над ростом премий: средняя премия по данному виду за последние 5 лет выросла на 5 процентов,, а средняя выплата - на 28 процентов. Основной "болевой точкой" рынка автострахования является урегулирование убытков. Изменение правоприменительной практики привело, с одной стороны, к сокращению сроков урегулирования, а с другой - к росту выплат и судебных расходов. Поскольку страховщики практически не имеют возможности влиять на убыточность, их реакцией может стать повышение тарифов, но в условиях конкурентной борьбы динамика роста средней выплаты значительно опережает рост средней премии. Именно автострахование оказало серьезное давление на финансовый результат страховщиков, ушедших с рынка по своей инициативе.

    В целом по рынку эксперты НРА ожидают снижения темпов роста. С учетом влияния инфляции возможен отрицательный прирост объема страховых премий. Внешних источников роста для рынка сейчас нет, резервы следует искать внутри. Страховщики переориентируются с роста валового объема на улучшение финансовых показателей, рост рентабельности бизнеса, но в условиях стагнирующего рынка сделать это достаточно сложно. Количество страховщиков, скорее всего, сократится еще сильнее за счет компаний, которые не смогли выстроить прибыльную модель бизнеса.

    Поделиться