...Москва. Аэропорт Домодедово. 6 часов утра. Вылет официальной делегации. С трудом узнаешь знакомых. Еле здороваешься. Мечтаешь о парандже - как кстати была бы она сейчас. Чтобы никто не узнавал в принципе. На горизонте появляется первая актриса - Светлана Светличная. Как будто сутки над ней колдовали сонмы гримеров. Короткая юбка, безупречный макияж, профессиональная улыбка... И как это у нее получается - так безупречно выглядеть в 6 часов утра? Загадка...
Ницца. Двенадцать часов ночи. Финал праздника. Гостей провожает Лариса Андреева - замгендиректора Госфильмофонда. Все в восхищении. Голливудские звезды рядом меркнут. Она знает ноу-хау, как идеально выглядеть, решив за день тысячу оргвопросов, собрав пять раз подряд при полном параде, в смокингах и вечерних туалетах, всех артистов вовремя, и излучая ореол обаяния и доброжелательности все двадцать четыре часа в сутки. И когда она все успевает? Который год завидую...
Между этими двумя личными женскими потрясениями хронологически размещалось весьма заметное российско-французское культурное и общественное явление. Во второй раз Госфильмофонд проводил Фестиваль российского кино в Ницце. В более сдержанной по количеству участников (в сравнении с первым фестивалем) версии, но настолько элегантно, уверенно и четко организационно, что его можно было уже без всяких натяжек причислять к высокой моде фестивального движения.
Никто не ожидал, что в этом году русское мероприятие вызовет такой огромный зрительский интерес. Не только традиционные кинопоказы, но и внедренный с этого года на фестивале в Ницце жанр - обсуждение после картин - бил все рекорды: люди хотели услышать о России из первых уст.
Итак, место действия - Синематека Ниццы, Акрополис - одна из лучших концертных площадок на Лазурном побережье, легендарный отель Негреско в Ницце, отель де Пари в Монако. В числе почетных гостей - Светлана Светличная, Евгений Лазарев, Николай Бурляев, Вера Глаголева, Владислав Ветров, Борис Криницын. В числе программных фильмов - картины с участием Станислава Любшина, Александра Михайлова, Константина Хабенского, Алексея Серебрякова. Возможность еще раз вспомнить и увидеть на экране Олега Янковского и Евгения Евстигнеева... Услышать вживую мелодику голоса Ангелины Вовк - ведущей всех фестивальных церемоний...
Парадоксально, но впечатление складывалось такое, что все экономические санкции и бесконечные телеразговоры о России, похоже, культуре оказались только во благо. В Ницце можно было наблюдать, как политические парадоксы переходили в эстетические потрясения. Уже на открытии русского фестиваля аншлаг наблюдался такой, что стресс был еще тот: куда размещать всех желающих? Когда зал уж полон, а очередь на вход еще перегораживает улицу... Хотя наши опасались, что из-за внешней ситуации могут возникнуть проблемы, ведь сколько негатива на страну до того вылилось с телеэкранов... Но во Франции жаждали русских зрелищ. И программа была сформирована на разный вкус: фильмы от 1910 до 2014 года. Можно было насладиться интонациями Мордвинова - Арбенина в "Маскараде" во время лермонтовского дня. Когда с утра до вечера шли картины по произведениям классика и его биографическим вехам: от "Вадима" Петра Чардынина 1910 года и "Бэлы" Владимира Барского 1927 года - до киноэксперимента 2014 года режиссера Дениса Банникова, скрестившего в своей картине "Дуэль" каким-то кинематографическим чудом выживших Пушкина с Лермонтовым. Или попытаться распутать кружевные отношения тургеневской России в картине Веры Глаголевой "Две женщины" - на "дегустации" ее мировой премьеры, состоявшейся в Монако на эхе фестиваля кино Госфильмофонда...
"Без памяти нет будущего. Красной нитью программы наших кинопоказов проходила тема памяти: 100 лет с начала Первой мировой войны, в которой русская армия, верная союзническому долгу, пришла на помощь Франции; 200 лет великому русскому поэту Михаилу Лермонтову, дань памяти великим режиссерам Алексею Балабанову, Алексею Герману, Петру Тодоровскому", - комментировал программу российского кино в Ницце генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев. А заместитель мэра Ниццы по культуре Жан Марк Жиом объяснял ее успех: "Ницца - самый русский город Франции. Или, наоборот, наиболее французский из русских городов? Для нас большая честь принимать российский фестиваль во второй раз. В богатейшей коллекции Госфильмофонда хранится более 70 тысяч фильмов. Второй фестиваль в Ницце вместил только 30 российских картин. Если разделить 70 тысяч на 30, прогнозы получатся более чем оптимистические: нам можно как минимум еще две тысячи лет проводить русский фестиваль в Ницце". Доживем - проверим?