В среду и в Минобразования РФ, и Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов этот факт подтвердили. Правда, их комментарии были скупы: из них следовало, что причиной такого решения российской стороны стало нарушение властями США правила по "безусловному возвращению прибывших на обучение школьников из РФ": один из наших ребят-участников FLEX был взят под опеку американской семьей и на родину не вернулся. За подробностями "РГ" обратилась к Павлу Астахову.
Павел Алексеевич, этот юный "невозвращенец", что, - сирота? Почему - опека?
Павел Астахов: Мальчик не сирота, он родительский ребенок. Мы не можем раскрывать все его данные, поскольку родители, естественно, против. Скажу лишь, что он 1997 года рождения. Поехал по этой программе, учился в штате Мичиган, жил в принимающей семье. Как оказалось, семья эта однополая, двое мужчин. Мальчик жил с ними, постепенно там возникли,- как бы это поаккуратнее сказать, - близкие дружеские отношения. Мужчины захотели оформить над ним опеку и оставить жить с ними, он согласился...
Проблема тут еще в чем? В США, как и в России, существует миграционное законодательство, и в данном случае оно нарушается. Мы в свое время еще и потому и изменили закон о выезде несовершеннолетних из РФ, когда были прописаны гарантии того, что детям выезжающие по культурным, образовательным и иным таким программам, принимающая сторона обязана обеспечить безопасность, являться юридическим лицом, со всеми вытекающими из этого статуса обязанностями - страховками и так далее, и плюс ко всему - обязательством, что дети вернутся домой в Россию. Это серьезное нарушение - когда ребенок выезжает в другую страну на отдых или учебу, а фактически там усыновляется. По американским законам, опека - практически то же, что у нас усыновление.
Как узнали в России об этой истории?
Павел Астахов: Известно стало, когда подросток, который должен был вернуться из США в мае, домой и не прибыл.
Как долго подросток находился в США?
Павел Астахов: Год. Эти случаем занимается Генпрокуратура и МИД и Министерство образования и науки. Я лишь держу это дело на контроле, получая от этих ведомств информацию.
Программа FLEX приостановлена в России на 2015-2016 годы. Как могут развиваться события после окончания этого срока?
Павел Астахов: Мне трудно сказать. Вообще, у меня такая позиция: всегда считал и считаю, что нельзя сводить наши отношения с другими странами в детской сфере только к вопросам международного усыновления. Нужно развивать другие программы - культурного обмена, туризма, образования, детского здравоохранения, реабилитации больных ребятишек. Поэтому я сторонник развития таких программ, а не сворачивания их. Но, естественно, мы же не можем оставить без ответа такой вопиющий случай, о каком сейчас говорим.
За годы участия наших школьников в программе FLEX это первый случай. Почему нельзя было просто разобраться именно в этой ситуации, не приостанавливая российского участия и не лишая ребят возможности испробовать свои силы?
Павел Астахов: Я вам расскажу и про другие случаи. Мы уже не первый год находили в Америке наших детей, которых раньше вывозили в Штаты по культурным, реабилитационным, туристическим программам, и которых оставляли в американских семьях. Приехал ребенок на лето погостить в американской семье - и остался безо всякого оформления, и статуса у него нет. У нас сегодня, как минимум, полтора десятка таких ребят есть, мы этими случаями занимаемся. Мало того, мы ловили в 2011 году целую организацию, которая занималась ровно такими делами: вывозила для летнего отдыха группы детей в США, а потом предлагала их там к усыновлению. Но это были дети - сироты.
Еще один пример - от 2004-2005 годов, уже не с родительскими детьми: выезжали ребята в США по летней образовательной программе и попадали в тоталитарную секту. Потом приезжали домой и рассказывали всякие ужасы, как их наказывали, запирали в подвалах. Тогда проверкой занималась Генпрокуратура, и программу эту свернули... А по FLEX решение должны принимать те органы, в чью компетенцию такие решения входят. Но я считаю, даже если она и приостановлена из-за такого вопиющего случая, то в ответ надо три других открывать. А ребят, которые уже много потрудились, готовясь к конкурсу FLEX, и теперь не смогут показать свои знания, конечно, жалко.
Справка "РГ"
Название программы Future Leaders Exchange (FLEX) в переводе на русский обозначает "Взаимообмен будущими лидерами". FLEX - некоммерческая программа для старшеклассников из стран бывшего СССР, заработавшая в 1992 году по инициативе американских властей. В ней могут принять участие ученики 8-10 классов из России, Украины, Казахстана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Армении и Азербайджана. Полностью финансируется правительством США.
Чтобы стать участником программы и получить стипендию, старшеклассники проходят конкурс - три тура тестов, написания эссе и т.д. Школьники с ограниченными физическими возможностями также приглашаются к участию в конкурсе. Все они проходят конкурс на общих основаниях.
Стипендия для старшеклассников - участников программы FLEX обеспечивает: бесплатный проезд от дома до места проживания в США и обратно; ежемесячные выплаты на карманные расходы; проживание в принимающей американской семье в течение года; зачисление в американскую среднюю школу; медицинскую страховку.
Организаторы обмена определили для участников программы "Правила в принимающих семьях": подростки обязаны соблюдать те же правила, что и члены принимающей семьи; участнику программы запрещено употреблять алкоголь или наркотики, в том числе никотин, и водить машину и мотоцикл. Оговорен организаторами программы и такой важный момент: "Участники программы FLEX ОБЯЗАНЫ вернуться на родину по окончании программы в день, определенный Американскими советами. Американская виза, выданная участнику программы, не может быть исправлена или продлена после окончания участия в программе ни по каким причинам".
Участниками FLEX уже стали более 23 тысяч старшеклассников, из которых восемь тысяч - из России.