По словам Петра Положевца, зампреда оргкомитета и главного редактора "Учительской газеты", конкурс заметно "помолодел". Больше стало педагогов-мужчин, сейчас их почти треть. Все конкурсанты прекрасно владеют информационно-коммуникационными технологиями, у всех свои блоги, сайты, странички в Интернете.
В этом году больше всего учителей русского языка и литературы, истории и обществознания. Меньше всего - географии и ИЗО.
Денис Рочев работает в гатчинской гимназии, где преподает немецкий. В школе он 16 лет. Блестяще выполнил задания заочного тура, но на открытом уроке ему попался откровенно слабый класс. 8-классники выдавали ответы, которые не тянули даже на самый начальный уровень. Впрочем, к концу урока заговорили все. После ребята подошли к педагогу: "Спасибо! Alles Gute!" Аплодировало даже жюри.
- Г лавное, чтобы дети на уроках говорили и не боялись ошибок, - подчеркивает Денис.
А вот у математика Ирины Каминской на уроке геометрии не так весело и шумно. До шуток ли, когда надо определить угол между параллельными прямыми?
- Между ними угол в 180 градусов!
- Нет, ноль градусов!
- Поднимите руки, кто за ноль, - предлагает Каминская. - Расскажите, почему вы так думаете?
Ирина Каминская - выпускница факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. После окончания университета уехала за мужем в Воронеж. Работала в колледже, где будущие штукатуры и маляры математикой интересовались слабо, зато шкодничали вовсю.
- Однажды принесли и выпустили на уроке ящерицу. Думали, что я испугаюсь, закричу, а я как раз ящериц не боюсь. Зауважали, - вспоминает Ирина.
Получив такую закалку, она пришла в гимназию им. Басова при Воронежском госуниверситете. Вот там-то были ученики, которые любили математику.
- Вундеркиндов не встречала, но есть очень увлеченные. Они задают столько вопросов, что я после этого как выжатый лимон, - улыбается Каминская.
О том, что уехала из Москвы, Ирина нисколько не жалеет.
- Мне жаль другое: школа все дальше и дальше от детей. Нагрузка у учителей выросла сильно, 18 часов в неделю давно уже ни у кого нет. Требования к педагогам меняются так часто, что иногда ни учитель, ни ученики не могут понять, что от них хотят, - говорит она. - Но я знаю точно, что хочу: научить детей познанию, умению мыслить, общаться, быть ответственными и добрыми.
Есть на конкурсе и представители педагогических династий. Скажем, общий педстаж в семье учительницы биологии из Ингушетии Хавы Гандалоевой почти 400 (!) лет на три поколения.
А еще на конкурс приехали две будущие мамы - не захотели отказываться от участия. Теперь организаторы на всякий случай держат под рукой телефоны ближайшего роддома, записанные на самом видном месте.
2 октября - "Педагxогический совет", который оценивается как испытание.
3 октября - "Образовательный проект".
4 октября - "Круглый стол" образовательных политиков" в Совете Федерации.
5 октября - торжественная церемония в Государственном Кремлевском дворце, где будет объявлен абсолютный победитель.
Портрет российского учителя
Средний возраст - 37 лет.
Образование - высшее, как правило, университет.
Стаж работы - 14,5 лет
Если бы я был министром
Денис Рочев:
- Скоро ЕГЭ по иностранным языкам будет обязательным. Я бы предложил уже сейчас учитывать в рейтингах школ уровень владения языками. Сдали ученики иностранный язык на уровень В1, школа получает 2 балла, сдали на уровень В2 - школа получает 4 балла. Сдать тесты на уровни можно только в независимых центрах, так что оценка будет объективной, а сертификаты могут пригодиться ученикам для дальнейшей учебы.
Ирина Каминская:
- Вернула бы геометрию в школу. Ведь если разобраться, мы исследуем не многовариантную геометрическую задачу, а учимся понимать, что любое явление надо рассматривать со всех сторон. Еще я убрала бы из программы высшую математику и активнее использовала для обучения социальные сети.