В Москве прошла презентация уникальной выставки "Великие мастера XIX столетия. Ювелирный дом Сазиковых и его современники". "Гохран и дальше продолжит работу по открытию своих запасников", - пообещал Силуанов.
Гохрану России (госучреждению по формированию Госфонда драгоценных металлов и камней) есть чем удивлять. Сегодня работы ювелирного дома Сазиковых находятся в собрании крупнейших музеев мира - Московского Кремля, Эрмитажа, музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также в частных коллекциях. Но особое место занимает коллекция, находящаяся в Гохране. Она демонстрирует высокий уровень мастеров фирмы, их вклад в развитие скульптуры малых форм, орнаментального искусства, рассказывает главный эксперт-искусствовед Гохрана Вероника Волдаева.
Фирма Сазиковых являлась основоположником русского национального стиля в ювелирном деле. Она внесла в ювелирное искусство предметы из народного быта. Например, лапоть, который превратился в серебряную пепельницу, сделанную весьма изящно. Солонка в форме мешочка. Эти шедевры можно увидеть на выставке, как и многие другие, - всего около 200 экспонатов.
Гуляя по выставке, можно полюбоваться на серебряный с позолотой кубок с выразительной мордой кабана. А рядом - копыто этого животного из драгоценного металла, чернильница, единственная сохранившаяся в своем роде, хотя полтора столетия назад были целые наборы, включавшие в себя различные чернильные приборы.
Есть на выставке и знаменитый кубок, из которого в фильме "Сибирский цирюльник" император Александр III приветствует полки на Красной площади. Для того чтобы снять в кино настоящий драгоценный царский кубок, было получено специальное разрешение, рассказывает Вероника Волдаева.
Большинство экспонатов выставляются впервые в современной России. В XIX веке работы дома Сазиковых нередко украшали собой российские и зарубежные выставки. Так, на первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году работы мастеров фирмы получили Гран-при. Парижская выставка 1867 года принесла фирме золотую медаль, а ее владелец Игнатий Павлович Сазиков первый из русских ювелиров был удостоен высшей награды Франции - орденом Почетного легиона.
В состав экспозиции Гохрана также входят работы современников фирмы Сазиковых - ювелирных домов других мастеров - Карла Болина, Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова.
В центре одной из витрин - уникальное блюдо работы Фаберже. Оно было изготовлено в подарок царю от Санкт-Петербургской еврейской общины по случаю бракосочетания императорской семьи Николая и Александры. Ручки блюда сделаны в виде травных завитков. Но если к ним присмотреться, то можно увидеть, что это две буквы Н и А, пересекающиеся между собой. Украшено оно не только эмалью, но и рубинами, бриллиантами.
А рядом лежат и другие изделия, относящиеся к быту царской семьи. Например, корчики (для спиртного), которые были заказаны кабинетом Его Императорского Величества для гостей, которых ждали на свадьбу.
Естественно, выставлены и ювелирные изделия. Например, брошь в виде полумесяца. А рядом с ней фотография императрицы, наряд которой украшает эта вещь. "Императрица задавала моду на ювелирные украшения", - рассказывает искусствовед.
Можно полюбоваться на великолепное колье из золота, платины, серебра, украшенное бриллиантами, алмазами, аквамарином работы Фаберже. Стоить отметить, что в XIX веке платина уже довольно часто использовалась для производства украшений и иной ювелирной продукции.
Помимо украшений, сделанных руками человека, есть на выставке и не менее интересные экземпляры, произведенные самой природой. Например, слиток золота "Змеиная любовь", он похож на двух змей, плотно обнявшихся для поцелуя. Он был найден в Якутии в 1989 году. Его вес более 500 граммов. Штуфы александрита в тысячу семьсот карат, изумруда - более тысячи карат и бриллиант в 155 карат не оставят равнодушными ни модниц, ни художников.
Коллекции из драгоценных предметов, сформированные Гохраном, изучаются специалистами, в результате появляются научные публикации, книги. Перед открытием выставки прошла презентация одной из них - "Ювелирный дом Сазиковых".
Стоит добавить, что выставка работает в здании Гохран России, куда нет открытого доступа. Но организованным способом попасть на нее можно. В первую очередь она открыта для искусствоведов, художников, ювелиров и студентов всех уровней, обучающихся по этим направлениям. О групповом посещении выставки можно договориться, позвонив в приемную руководителя Гохрана. Открыта она будет в течение полугода.
По мнению экспертов, это чрезвычайно важно, поскольку сейчас большинство работ мастеров русской ювелирной школы "спрятано" в хранилищах. То, что выставляется в музеях Кремля и на других экспозициях в России, - это лишь вершина айсберга. В результате у студентов нет возможности знакомиться с ними, учиться, перенимать техники, применять их в своих работах.
"Когда они попадают на такие выставки, нередко делают зарисовки, которые ложатся в основу создаваемых работ молодых ювелиров", - добавляет Вероника Волдаева.