07.10.2014 00:45
Экономика

Эксперт: Фермеры сейчас работают на проценты и банки

Доход сельского жителя составляет 55% от дохода горожанина
Текст:  Виктор Ковшевный
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №39 (968)
Перекредитованность более 80% крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) на годовой оборот, очень низкая господдержка для фермеров (около 200 руб. на га), а также сокращение рынка сбыта в связи с ограничением экспорта в западные страны приведет к ускорению темпов банкротства КФХ. Их число может сократиться к концу 2014 года на 65 тыс., что превысит антирекорд 2013 года почти на 5 тыс. Большинство из этих хозяйств будут вынуждены перейти на черный рынок.
Читать на сайте RG.RU

По итогам 2013 года количество фермерских хозяйств сократилось почти на 60 тыс., до 223 182, что было в том числе связано с ростом ставки единого налога у фермеров - индивидуальных предпринимателей на 16% до 34% с вмененного дохода. Тогда почти 40% крестьян переоформили свои хозяйства с ИП на ООО либо ушли на черный рынок, многие попросту разорились. С 2015 года планируется почти трехкратный рост налога на имущество и увеличение налога на землю на фоне постоянно растущих процентных ставок.

По данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата, наибольшее сокращение КФХ происходит в Приволжском, Южном и Северокавказском округах, местах с традиционно сильным сельским хозяйством, на которые приходятся почти 70% производимого в России продовольствия. В ПФО число хозяйств на начало 2014 года составляло 37 528 (снижение к 2013 г. на 11 472, на 24%), почти такая же ситуация и в ЮФО. В СКФО на начало года было зарегистрировано 58 347 фермерств, что на 8406 хозяйств меньше по сравнению с прошлым годом. Хуже всего дела обстоят в Краснодарском крае, где количество индивидуальных предпринимателей, работающих на селе, уменьшилось с 6355 до 924. В Чеченской Республике их число сократилось с 11 202 до 5309.

Минсельхоз ФРГ: Весь ущерб от российского эмбарго фермерам не покроют

Планируемый совокупный рост налогового бремени на 10-15%, возможно, смогут пережить крупнейшие агрохолдинги, но не большинство крестьян и фермеров, которые составляют до 75% от общего числа занятых на селе предприятий и хозяйств. И основная причина этого - поразительная нерентабельность сельского хозяйства. В Европе, США, Канаде на государственном уровне закреплено, что цены на готовую сельскохозяйственную продукцию должны обеспечить доход фермерской семьи, то есть уровень жизни фермера как минимум на планке 120% от достатка среднестатического городского домохозяйства. От этой цифры в среднем и рассчитывается базовая себестоимость продукции и рентабельность сельскохозяйственного бизнеса. Если этого достичь нельзя рыночными методами, то фермеры дотируются. В развитых странах есть ясное осознание, что в сельской местности жить и работать все-таки сложнее, чем в городе. Если этого не делать, люди начнут уезжать в мегаполисы. У нас же по госпрограмме доход сельского жителя заложен на уровне 55% от дохода горожанина. Получается, сегодня государство, осознанно или нет, гонит селян в города.

Еще одна проблема - низкая господдержка села. До вступления в ВТО она была около 500 руб. на гектар, сейчас это 200 руб. Это при том, что, например в Финляндии, субсидия государства превышает 900 евро на гектар, т.е. в 200 раз больше, чем у нас. Далеко нам и до США с Францией. Хотя средства из госбюджета выделяются, фермеры и мелкие сельскохозяйственные производители, которых около 75% от общей численности работающих на селе, получают всего 10%. Львиная доля, почти 90% всех денег господдержки, идет в крупные агрохолдинги.

Параллельно растет стоимость транспортной составляющей в себестоимости продукции. Около 70% зерна перевозится по железной дороге в спецвагонах. В связи с введением с начала августа нового технического регламента Таможенного союза, запрещающего продлевать срок эксплуатации вагонов с истекшим периодом службы, около 80% спецвагонов будет списано. Значительная часть перевозок перейдет на автомобильный транспорт, что изначально дороже железной дороги на 10-13% из-за большего плеча доставки и времени в пути. Также с 1 сентября повышен тариф для грузовиков с массой более 12 т на перевозку по всем федеральным трассам. В связи с этим в отдельных регионах совокупный рост транспортной составляющей в себестоимости продукции, по нашим расчетам, может достигнуть 25%, что очень существенно.

С фермеров снимут часть кредитной нагрузки

Кроме того, очень дороги кредитные ресурсы. В России кредит для фермера в 5-6 раз дороже, чем в Европе, Северной и Южной Америке, исходя из ставки рефинансирования 0,25% в странах-конкурентах и 8% у нас. В конечном виде это выражается в 3-4-процентном кредите за рубежом и в 17-20-процентном у нас, что неприемлемо. По сути, фермеры работают сейчас на проценты и банки, приостановилось развитие хозяйства.

Для преломления нарастающей тенденции сокращения числа фермерских хозяйств сегодня на уровне государства необходимо сделать ряд конкретных шагов. В частности, сформировать систему закупочных цен, которые позволяли бы реализовывать фермерам свою продукцию государству с минимальной рентабельностью в 12-15%, если ее не удалось продать на рынке. Сегодня же сельхозтоваропроизводители вынуждены продавать свою продукцию фактически в убыток себе агрохолдингам, которые скупают ее за копейки. Нередки ситуации, когда крестьянин не может реализовать свою продукцию в местном магазине, поскольку агрохолдинг подписывает с его владельцем долгосрочный контракт, платя откаты.

Также нужно проработать механизмы реструктуризации долгов фермеров перед кредиторами, особенно в регионах с длительными засухами, уйти от политики банкротств по отношению к крестьянам. Для фундаментального решения вопроса перекредитованности крестьян в России необходимо научиться заменять кредиты землепашцам беспроцентными ссудами. Очень помогли бы фермерам налоговые каникулы сроком на 3-5 лет, которые позволили бы развивать хозяйства, которые сегодня работают исключительно на погашение процентов банков.

АПК