Законопроект расширяет понятие туристского продукта. Если в действующей редакции закона под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению туристов, то в предлагаемой редакции таким продуктом считается уже комплекс услуг, то есть кроме услуг по перевозке и размещению есть еще и другие услуги, составляющие значительную часть от общей цены по договору реализации туристского продукта.
Если действующее законодательство предусматривает ведение лишь федерального реестра туроператоров, то предлагаемый законопроект вводит еще и обязательное формирование и ведение единого федерального реестра турагентов, а также обязательное формирование и ведение реестра договоров в сфере выездного туризма.
Законопроектом вводятся дополнительные виды финансового обеспечения своей деятельности туроператорами и требования соответствия руководителя туроператора и турагента, его заместителя и главного бухгалтера.
Согласно законопроекту все турагенты, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение - банковскую гарантию или иное финансовое обеспечение, предусмотренное гражданским законодательством РФ, на сумму не менее 500 тыс. рублей. Такой размер финансового обеспечения представляется крайне низким и не способным обеспечить возврат денежных средств потребителей. Некоторые путевки стоят дороже, чем установленное законом обеспечение.
В законопроекте есть статья, посвященная условиям, которые должен содержать договор между потребителем и турагентом. В частности, при реализации турагентом турпродукта от своего имени в договоре с туристом или заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего турпродукт, в том числе на способы связи с туроператором.
Проектом закона устанавливаются новое название компенсационного фонда объединения туроператоров, используемого для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам (теперь это резервный фонд), а также его размеры.
В действующей редакции закона компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в размере 0,1% объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации турпродукта в сфере выездного туризма, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее чем в размере 100 тыс. рублей. В новой редакции резервный фонд составляет 100 тыс. руб. - для туроператоров, реализовавших туристские продукты в течение календарного года в сфере выездного туризма не более чем для 100 тыс. туристов включительно; 300 тысяч руб. - для туроператоров, реализовавших туристские продукты в течение календарного года в сфере выездного туризма более чем для 100 тыс. туристов и не более чем для 500 тыс. туристов включительно; 500 тысяч руб. - для туроператоров, реализовавших туристские продукты в течение календарного года в сфере выездного туризма более чем для 500 тыс. туристов. Этот взнос подлежит перечислению в резервный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования или представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля текущего года.
Помимо прочего законопроектом вводится понятие фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, который используется для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам конкретного туроператора.
Финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи туристам конкретного туроператора осуществляется объединением туроператоров в сфере выездного туризма в первую очередь за счет средств фонда персональной ответственности такого туроператора. Если оперативно средства этого фонда не могут быть использованы для оказания экстренной помощи туристам, то допускается финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи за счет средств резервного фонда с обязательным последующим возвратом в него произведенных выплат.
Законопроектом изменяется размер финансового обеспечения туроператора выездного туризма (для туроператоров внутреннего и въездного туризма остается на прежнем уровне - 500 тыс. руб.). Предлагается установить его в размере 3% (на 2015 год), а с 2016 года 5% от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма.
В действующей редакции закона размер финансового обеспечения установлен в размере 30 млн руб., или 12% от объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, в случае если денежные средства, полученные туроператором от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют более 250 млн рублей.
Многие новации, которые содержатся в законопроекте, безусловно направлены на оздоровление ситуации в сфере туризма. Вместе с тем проблема повального банкротства туроператоров не устраняется. Да, увеличивается лимит ответственности, но, например, финансовое обеспечение в виде договора страхования не гарантирует получение денежных средств пострадавшими туристами, во-первых, в связи с тем, что его просто может не хватить на всех пострадавших, во-вторых, страховая компания как в случае с компанией "Инногарант" - страховщиком "КапиталТура" - может просто обанкротиться при предъявлении ей соответствующих требований пострадавших. Такая же ситуация может наступить и по финансовому обеспечению банковской гарантии. Особенно в ситуации, которая сегодня сложилась на финансовом рынке, когда ежемесячно отзываются лицензии у нескольких банков. Оптимальным вариантом может быть установление обязанности туроператора при выездном туризме оплатить размещение в отеле туриста в течение определенного законом короткого срока, исчисляемого с даты получения денежных средств от туриста. Аналогичный подход возможен и к оплате договора фрахтования перевозчика, либо если фрахтовщик еще не известен, то установлены правила, что на период переговоров с фрахтовщиком полученные от туриста денежные средства должны быть аккумулированы на специальном банковском счете.