Этот дуб-патриарх наш фотокор встретил в минувшие выходные в Беловежской Пуще. Дереву более 600 лет! Новая союзная программа нацелена в том числе и на сохранение таких исполинов. Фото: Роман Щербенков
...Буквально в нескольких десятках метрах от здания администрации Смоленской области, где и обсуждали свои дела "кудесники погоды" двух стран, установлен указатель со стрелками и расстоянием до ближайших городов стран-соседей. Ближе всего отсюда до Витебска - всего 130 км, а до белорусской границы и того меньше. Поэтому прогноз, сделанный, скажем, для Смоленска, полностью актуален и для соседей, поскольку погода, как известно, не ведает границ. Гораздо проще отслеживать и предсказывать все ее капризы общими усилиями. Это общемировой тренд. И именно поэтому первый (и пока единственный) совместный Комитет Союзного государства создан на базе Росгидромета и Белгидромета. Так гораздо эффективнее добывать информацию, а главное, использовать данные. Поэтому в повестке и нынешней совместной коллегии числилось около двух десятков сложнейших вопросов, которые требовали своего обсуждения.
Среди них и анализ обмена информацией между подразделениями Росгидромета и Белгидромета, и план совместной работы на 2015 год, и вопросы космического мониторинга, и применение спутниковой информации для мониторинга пожаров и засух, и многое другое.
Обсудили в Смоленске и проект новой программы, которую планируется запустить в 2015-м. По словам главы Росгидромета Александра Фролова, упор в ней сделан именно на предупреждении опасных природных явлений: засух, наводнений, лесных пожаров... В том числе - на техногенных катаклизмах.
Вообще эту программу планировалось принять еще в прошлом году. В чем причина задержки? На этот вопрос обозревателя "СОЮЗа" Александр Фролов ответил так:
- Дело в том, что все финансовые вопросы программы необходимо согласовать с соответствующими министерствами двух наших стран. Все они пройдены, за исключением одной инстанции - Минфина России и РБ. Как только мы преодолеем и этот этап, программа будет запущена.
Готов ли к этому Постоянный Комитет Союзного государства? Ответить на этот вопрос мы попросили заместителя Госсекретаря - члена Постоянного Комитета Союзного государства Ивана Бамбизу, также принимавшего участие в работе коллегии.
- Проект программы готов, объемы финансирования обозначены, наши специалисты подтвердили наличие необходимых средств в союзном бюджете.
Да, мы готовы профинансировать ее, необходимо лишь завершить подготовку документов и получить соответствующее решение Совета Министров Союзного государства.
Поддержка гидрометеорологической службы из бюджета Союзного государства очень кстати, когда государство все настойчивей требует от метеорологов активнее внедрять рыночные механизмы в своей работе, а именно продавать свой продукт заинтересованным организациям. И об этом тоже много говорили в Смоленске. Выступающие подчеркивали, что тут существуют свои проблемы. Дело в том, что многие потенциальные потребители прогнозов элементарно жадничают и не спешат тратиться на информацию о погоде. Рассуждают примерно так: природные аномалии то ли будут, то ли нет, а платить нужно уже сейчас... В результате, метеослужбы недополучают определенное количество средств и вынуждены сворачивать ряд своих программ.
На эту тему обозреватель "СОЮЗа" побеседовал с советником президента России по метеорологии Александром Бедрицким.
- Как бы то ни было, а востребованность метеорологической информации возрастает, - рассказал Александр Иванович. - Понятно, когда мы переходим на рыночную основу, появляются некоторые иллюзии, дескать, можно сэкономить на прогнозах. Но чаще всего экономия оборачивается гораздо большими убытками. Доказано - количество опасных погодных явлений в мире увеличивается и соответственно с каждым годом растет экономический ущерб от этих стихийных бедствий. Я думаю, что экономия на получении погодной информации - явление временное. Опыт не только наших стран, но и зарубежных показывает, что метеослужбы - это инструмент выполнения государством обязательств перед обществом по обеспечению безопасности. Полностью передать эту функцию на рыночную площадку, не совсем в нынешних условиях оправдано.
Кстати, в США, рассказал Александр Бедрицкий, метеослужба полностью финансируется из госбюджета и лишь некоторые специализированные сектора отданы частным структурам. В России же принята европейская модель, когда служба частично обязана покрывать свои расходы за счет специализированного метеорологического обеспечения.
- Но этот путь чреват тем, - пояснил собеседник "СОЮЗа", - что на основные расходы по содержанию наблюдательной сети, которая является основой прогнозов и которая с каждым годом усложняется, может не хватить средств. И это мы видим на примере опять же европейских служб.
Как рассказала обозревателю "СОЮЗа" первый замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Ия Малкина, в республике еще дают о себе знать последствия Чернобыльской катастрофы, поэтому радиационный мониторинг и обеспечение населения информацией о радиоактивной опасности сегодня остается одной из основных направлений деятельности синоптиков.
- Возможность обмениваться информацией и накопленным опытом с россиянами, которые обладают огромной производственной и научной базой, для нас очень важно, - подчеркнула заместитель министра.
Естественно, мы не смогли не воспользоваться случаем и не поинтересоваться у главного синоптика России и Союзного государства Александра Фролова о грядущих погодных трендах на планете.
- Уже в октябре мы обнародуем второй оценочный доклад по изменению климата на территории России, - рассказал он. - В нем оценивается не только собственно изменение погоды, но и влияние этого на здоровье людей. Это фундаментальный труд объемом 700 страниц и в двух словах пересказать его трудно, но несомненно, что климат не просто теплеет, он на территории нашей страны теплеет в два-два с половиной раза быстрее, чем в мире, а показатели сокращения льда в Арктике рекордные. Причины этого на 90 процентов связаны с антропогенным фактором, хотя и накладываются естественные природные циклы. Человек от этого катаклизма не пострадает, а вот за животный мир становится тревожно. Самое печальное, природа не успевает адаптироваться к столь быстрым изменениям, и в результате мы рискуем потерять то разнообразие животного мира, которое сегодня имеем.