13.10.2014 00:45
Экономика

Как "уравнять" разные поколения сотрудников

Эксперты рассказывают, как "уравнять" разные поколения сотрудников
Текст:  Кира Камнева
Российская газета - Экономика: Образование и карьера №233 (6505)
"Теория поколений" продолжает оставаться популярной - по разным опросам, почти половина работодателей и самих сотрудников признают ее влияние на рабочий процесс. Причем из троих "фигурантов" теории - поколения "бэбибумеров" (родившихся в 1943-1963 годах), "иксов" (1963-1983) и "игреков" (1983-2003) - больше всего споров возникает вокруг последних. Это люди через пять-десять лет станут преобладающим поколением на рынке труда. Но пока "бэбибумеры" и "иксы" позиций не сдают, в их рабочем взаимодействии с "игреками" возникает немало трудностей.
Читать на сайте RG.RU

По исследованиям PwC, сегодня больше 70% молодых сотрудников при распределении рабочего времени придерживаются принципа "работа не должна мешать личной жизни". А 41% "миллениалов" (против 30% более взрослых работников) хотят получать обратную связь о качестве не менее чем раз в месяц. Все это сильно отличает их от более старших сотрудников.

"Карьера "бэбибумеров" уже сформирована. Как правило, это поколение плюс старшая часть "иксов" (от 40 лет) более последовательны в своих стремлениях, - говорит Ирина Антоненко, руководитель группы по подбору персонала кадрового агентства "Юнити". - В их жизни все шло размеренно. Они получали высшее образование, устраивались на работу согласно приобретенной профессии. Если работа не нравилась, они все равно продолжали трудиться в полной уверенности, что скоро все наладится и это именно то, что им нужно". Поколение "игреков" более категорично в своих суждениях - они максималисты, хотят все и сразу, часто не заканчивают обучение в вузе, идут работать, потом "восстанавливаются", но уже на другую специальность. Большинство из них работают не по профилю высшего образования, часто меняют работу.

В Москве определят самый экологически чистый офис

Взрослое поколение более устойчиво к внешним влияниям, у них за плечами есть жизненный опыт, стаж, они проще и мудрее относятся к изменениям. "Безусловно, им сложнее адаптироваться к новым реалиям, но они не "рубят с горяча", более лояльны к работодателю, не увольняются при первой задержке заработной платы. Поколение Y ведет себя хаотично, непредсказуемо. Они открыты новому, не боятся изменений, зачастую они уверены в собственной исключительности и незаменимости", - отметила Антоненко. Ирина Антоненко добавила, что среди "бэбибумеров" больше специалистов из точных наук, так как раньше эти профессии были более популярными. Сейчас в моде креативные вакансии, предполагающие и дающие максимум свободы для самовыражения. Очевидно, что "игреков" больше в ИТ и продажах, потому что они родились во время бурного развития технологий и рыночной экономики - для них эти области привычны. А среди "иксов" большая доля талантливых инженеров и рабочих, отмечает глава направления по связям с общественностью Job.ru Анна Чуксеева.

По ее словам, традиционно считается, что поколение "икс" более ориентировано на планомерную работу и постепенное покорение карьерной лестницы, в то время как "игреки" ожидают стремительного взлета, ценят гибкость и любят похвалу. Но эти черты, как считает эксперт, поверхностны для оценки.

"Строго говоря, они определяются не столько поколением, сколько возрастом. У молодежи всегда больше пыла ринуться в бой, и ей свойственно чувство "моря по колено", в то время как у зрелых личностей появляется большая рассудительность. То есть нынешние "игреки" в массе тоже взрослеют", - отметила Чуксеева. Говоря о разнице поколений, нельзя забывать и о социальных переменах. Например, меняется подход к труду, мотивации персонала: в сознании постепенно происходит сдвиг от заводской смены к KPI и постановке целей. Соответственно, рабочие отношения становятся более гибкими. И новое поколение привыкло, что у него есть выбор. "Старшее поколение мы называем более консервативным, потому что у него просто не было этого выбора", - сказала эксперт.

"Сотрудники, которым сейчас за 30, так называемые "иксы", вошли в фазу состоявшихся профессионалов, привыкших двигаться всю трудовую жизнь в рамках одного карьерного пути", - говорит Михаил Семкин, исполнительный директор НП "Эксперты рынка труда". И если раньше для них были важны карьера и профессиональное развитие, то сейчас они готовы к меньшей зарплате, но гарантирующей большую стабильность и гибкий график, отметил эксперт. Что касается более молодого поколения, по его словам, то оно совершенно по-другому относится к работе - легче. Их не пугает ни затяжной кризис, наблюдаемый в экономике, ни трудности с переходом с одного места работы на другое. Они не боятся потерять работу, быстрее учатся, легче нарабатывают связи и адаптируются к изменениям.

Как отмечают эксперты, поведение поколений в кризисные периоды действительно отличается. По словам Анны Чуксеевой, с первого взгляда в кризисных ситуациях можно сделать ставку на "иксов", которые более консервативны. Однако не всегда они более лояльны к работодателю: скорее они уже более аккуратны в переменах, видят риски, боятся менять работу из-за возраста и т.д. При этом молодежь в кризис может активнее проявить себя с творческой стороны, предложив новые взгляды, подходы, решения. Во многом с ними легче договориться и легче вдохновить идеей подвига, который можно совершить в кризис, считает эксперт.

Специалисты кадрового агентства "Юнити" считают, что компании, не пересматривающие принципы управления и мотивации для "игреков", страдают от постоянной текучки. Они работают по схеме "принимаем - обучаем - теряем", и для решения этой проблемы нужны некоторые преобразования. Одно из них - поддерживать интерес сотрудников-"игреков" к работе, меняя направления их профессионального развития. Также поможет гибкая политика в режиме рабочего дня - "игреки" привыкли индивидуально планировать свой график. Можно "сыграть" и на увлечении молодых специалистов гаджетами, поддерживая их вовлеченность в рабочий процесс через соцсети и другие новые инструменты коммуникации. Стоит учесть также то, что "игреки" не воспринимают долгосрочные ориентиры, они живут "здесь и сейчас", поэтому цели для них должны быть поделены.

Михаил Семкин уверен, что работодатель может найти в каждом поколении того сотрудника, который ему необходим. Если необходим, например, главный конструктор, то его логичнее будет искать среди поколения "бэбибумеров" или "иксов": молодой специалист его не заменит. И, наоборот, в динамичный стартап никогда не возьмут "бэбибумера". "Идеальной ситуацией будет та, когда в компании будет происходить взращивание сотрудников, "бэбибумеры" возьмут шефство над "иксами", а те, в свою очередь, будут передавать знания молодому поколению", - заключил эксперт.

Работа