16.10.2014 00:04
Культура

Детский оркестр из Челябинска покорил фестиваль Союзного государства

Чем детский оркестр с рабочей окраины Челябинска покорил гостей фестиваля Союзного государства
Текст:  Александр Скрипов (al7405@mail.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №39 (667)
Этот уникальный детский коллектив - визитная карточка всего Южного Урала. В прошлом году оркестр из Челябинска стал лауреатом конкурса во Франции "Париж, я люблю тебя! Музыка", затем ребята достойно представили Россию на международном фестивале "Шаттык" в Астане. А в августе этого года с блеском выступили на фестивале Союзного государства в Анапе "Творчество юных". В чем секрет успеха "Синегорья"? За ответом репортер "СОЮЗа" отправился на репетицию коллектива.
Читать на сайте RG.RU

...Родной дом оркестра - детская школа искусств N 5 Челябинска - находится в Металлургическом районе города. Репетиция у "Синегорья" проходит в одном из школьных кабинетов. Семь вечера. Три десятка обычных на вид школьников "вооружились" контрабасами, аккордеонами, балалайками, домрами, бубнами, дудочками... В центре - руководитель оркестра Галина Самохвалова. Один взмах ее руки и происходит чудо: ощущения от музыки, которую играют ребята, трудно передать словами, но в ней отражаются и широта русской души, и бескрайние просторы полей, и шелест берез, и пение птиц...

На Среднем Урале создадут новый международный оркестр

- Ребята, давайте попробуем чуть помедленнее, - командует Галина Юрьевна. - Когда играем слишком быстро, из мелодии пропадает космос...

...Наш разговор с руководителем оркестра проходит на подоконнике, в коридоре, под аккомпанемент музыки "Синегорья" - ребята продолжают репетировать самостоятельно. И вот какой любопытный диалог у нас получился.

Вы руководите оркестром с 1996 года. Но о "Синегорье", как о неординарном творческом коллективе, заговорили сравнительно недавно. Как вы сами объясняете этот феномен?

Галина Самохвалова: У меня почему-то возникает аналогия с тестом, которое долго поднималось на дрожжах и в один прекрасный день "вылезло наружу". В моем отношении к работе ничего не изменилось с 1996 года. Тогда коллектив был обычным учебным оркестром.

Но в 2011 году коллектив победил в городском конкурсе. Потом было участие в международном конкурсе "Сияние звезд" в Санкт-Петербурге, приглашение на фестиваль "Российский восход" во Владивосток, поездка в Париж...

Галина Самохвалова: Значит, мы стали интересны не только себе, но и зрителям. А слухами, как известно, земля полнится. И нас заметили, стали приглашать на фестивали, концерты. А вообще мне просто жутко нравится народная музыка. И видимо, это передается детям. Знаете, многие подростки хвастаются друг перед другом, что научились играть на гитаре. А мои ребята с гордостью говорят: "А я на балалайке играю!"

Говорят, название оркестру вы придумали не так давно...

Галина Самохвалова: Перед поездкой на фестиваль во Владивосток пару лет назад мы задумались, что неплохо было бы придумать нам какое-то имя. До этого мы были просто оркестром русских народных инструментов, без названия. Мне почему-то сразу пришла на ум строчка из стихотворения Татьяничевой "Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал". Хотелось, чтобы в названии оркестра нашло отражение географическое положение, наши Уральские горы. Так появилось "Синегорье".

А правда, что на концертах вы перестали играть по нотам?

Галина Самохвалова: Да. Когда ты играешь правильно, то пропадает эмоция. А мы хотим смотреть не в ноты, а в лицо зрителям. А они это чувствуют и отвечают нам взаимностью. То есть когда мы разучиваем произведение, ноты незаменимы. Но на оркестр я смотрю не только как на учебный класс, а прежде всего как на творческий коллектив.

В репертуаре "Синегорья" есть не только русская народная музыка...

Галина Самохвалова: Принцип выбора репертуара у нас такой: играем то, что "зацепляет", то, что нам самим нравится. Мы и классику исполняем, тот же "Испанский танец" Чайковского, вальс Хачатуряна из музыки к "Маскараду", "Охоту" Шостаковича. Люблю "Русскую тройку" челябинского композитора Николая Малыгина, "Гуляю" - такое космическое, трогательное и щемящее произведение. Разумеется, это все должно хорошо ложиться на музыку народного оркестра.

Насколько важны для вас поездки на концерты, фестивали?

Дмитрий Бертман: "Прекрасная Елена" - потрясающий материал для театра

Галина Самохвалова: Очень важны. Для настоящего артиста важно себя показать и мир посмотреть. Вот съездили ребята на фестиваль во Владивосток, сами выступили, послушали других. И я чувствую, что они вернулись совершенно другими, более глубокими, что ли. Такие поездки очень обогащают. Или, скажем, выступаем мы на центральной площади Астаны и видим, как нас тепло принимают. А выступление в Париже? Это колоссальный, незабываемый опыт. Конечно, передвигаться нам непросто. Представляете пересадку в московском метро с нашими контрабасами? Это же ужас. Самолетами мы не можем летать. Не пускают в салон с теми же контрабасами. Да и аккордеон не сдашь в багаж - его же там "убьют". Но и ездить без инструментов мы не можем.

Вижу, в классе оркестра целый шкаф уставлен грамотами и кубками...

Галина Самохвалова: Признание для любого творческого человека всегда приятно. У нас в коллективе есть свои "звездочки" - победители международных конкурсов. Несмотря на юный возраст, у них высокий уровень профессионализма. Но лучшая награда для меня - это не кубки и не премии, а горящие глаза ребят, их желание вместе творить. Вот уже скоро девять часов вечера, а попробуй, выгони их из класса... Справедливости ради надо сказать, что тот результат, который мы имеем, он коллективный - вкладываются все. Родители помогают деньгами, сами шьют костюмы для выступлений, встречают по вечерам ребят после занятий. Школа поддерживает, управление культуры. Только купить инструменты - уже приличные расходы - аккордеон стоит 80 тысяч, очень подержанный контрабас минимум 60 и так далее.

Галина Юрьевна, а вам не кажется странным, что родной дом оркестра расположен в рабочем районе, вдали от центра города?

Галина Самохвалова: Нет, не вижу ничего в этом странного. Я сама выросла здесь, в Металлургическом районе. Разве музыкальная школа обязательно должна располагаться в центре? Мне кажется, наоборот, хорошо, что в рабочем районе есть такой "очаг культуры". И мои ребята не шляются по вечерам по подворотням, а занимаются музыкой. Я вам больше скажу: на репетиции к нам ездят школьники с другого конца города - с Северо-Запада. Так случилось, что и я там теперь живу. По вечерам общественный транспорт ходит не очень хорошо, поэтому вместе с этими ребятами заказываем такси и добираемся до дома.

Традиционный вопрос: ваши планы на будущее?

Галина Самохвалова: Что будет дальше с "Синегорьем" не знаю. Расширяться нам некуда, и так нас почти 40 человек, в класс еле входим. Состав оркестра, конечно, "текучий" - кто-то приходит, кто-то уходит. Но я желаю, чтобы та творческая атмосфера, которая есть у него, сохранилась как можно дольше.

Классика Челябинск Союзное государство России и Беларуси Урал и Западная Сибирь