16.10.2014 16:46
Культура

Международный фестиваль PhotoVisa 2014 стартовал в Краснодаре

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (6510)
Если Сочи стал олимпийской столицей, то Краснодар явно претендует на звание одной из фотографических столиц России. Международный фестиваль фотографии PhotoVisa, который проводится в Краснодаре (плюс Анапе, Новороссийске, Сочи) в шестой раз, по масштабу выставок, разнообразию программ лекций и мастер-классов, уровню участников демонстрирует не только серьезные амбиции и немалые достижения.
Читать на сайте RG.RU

Построенный во многом по аналогии с FotoFest’ом в Хьюстоне (тот же принцип соединения конкурса, выставочной программы, арт-лаборатории; работа в регионе, но с созданием международных программ; продвижение своих фотографов и знакомство местной публики с поисками авторов всех континентов), фестиваль нашел в Краснодаре благодатную почву. Краснодар - город заметный не только на политической, но и на художественной карте России. Например, здесь живут молодые художники Группы ЗИП, работы которых входили в лонг-лист Премии Кандинского и "Инновации". Из Краснодара же художники группы Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов), которые получили в 2010 Премию Кандинского в номинации молодые художники. Словом, и в городе, и в крае есть творческий потенциал и молодая аудитория, которая открыта новому.

"Шекспировский Глобус" начал гастроли в России

Причина популярности сегодня фотографических фестивалей в мире очевидна. Фотография (как и кино, впрочем) своего рода идеальный эсперанто: она открывает разом и незнакомые миры, а заодно знакомит с языком, на котором эти миры разговаривают с миром. Плюс - она дает возможность показать свой мир, сказать о его важности и ценности. Как минимум, для тех, кто в нем живет. В этом смысле выбор темы нынешнего фотофестиваля в Краснодаре - "То, что дорого мне" - попадание в десятку. Она достаточно широка, чтобы дать возможность говорить об истории (например, Первой мировой войны) и цивилизации, рассказать о денди в Африке и о переживании городского одиночества в Европе, об опыте коллективной молитвы японцев после страшного землетрясения и цунами 2011 года и бережно собираемых, словно бусинки на нитку, свидетельствах о моментах счастья… Словом, едва ли не обо всем. И в то же время, эта тема задает тот предельно личный ракурс, который позволяет обнаруживать за фотографией - мир человеческий, ранимый, хрупкий, драгоценный… Тот, который не для других, - для себя.

Личный выбор может подразумевать прежде всего выбор автора или выбор того, кто фотографируется. Так французского фотографа Гийома Юбера изначально интересовала стереоскопическая съемка, которая позволяет создать эффект 3D проекции без всяких очков. Но о технологии, использованной им, - отдельный разговор. А поскольку на севере Франции, близ границы с Бельгией проходил Западный фронт во время Первой мировой, то в Лилле есть люди, которые занимаются военной реконструкцией этих событий. Вначале Юбер снимал реконструкторов, которые восстанавливали обмундирование шотландских солдат, похороненных на кладбище Каэстра во Франции. Те познакомили с коллегами из других стран. В общем, Юбер сделал серию портретов наших современников в форме морских пехотинцев, местных ополченцев, солдат разных стран и войск, воевавших в Первую мировую. Больше всего фотографа поразило отношение людей к своему "хобби": для них реконструкция не была игрой, она была способом понять и прошлое, и мир, и жизнь…

В Москве показывают проект Exhibit B паноптикум от режиссера Бретта Бейли

Но личный выбор может подразумевать и выбор коллекционера или составителя альбома. На фестивале PhotoVisa показывают современную печать снимков, которые собрал вольноопределяющийся Марков (альбом из коллекции Павла Хорошилова). Об этом Маркове ничего не известно, кроме того, что он был писарем в штабе генерала Брусилова. Писарь собирал военные фотографии, которые делались с декабря 1914 до июня 1916. Сам не снимал, но составлял альбом, куда попали карточки героев-солдат и снимок императора с цесаревичем Алексеем, которые приехали на фронт, братские могилы с крестами и окопы австрийских войск после Брусиловского прорыва, дети в прифронтовых городках и торжественное построение войск… Для него, человека явно гражданской профессии, война была делом непривычным, ужасающим, но ставшим повседневным… Этот альбом был способом запомнить и сохранить то, что казалось главным испытанием в жизни.

Наконец, драгоценной может быть сама возможность видения. Для многих из нас это просто данность. Но чудо видеть мир совсем не само собой разумеющийся дар. Один из самых впечатляющих спецпроектов фотофестиваля сделан в Краснодаре слабовидящими людьми. Идея предложить пройти летний курс фотографии старшеклассникам из школы для слабовидящих детей появилась у Евгении Карпаниной, когда она организовывала концерт симфонического оркестра в этой школе. Дети-то заинтересовались, но родители дружно воспротивились. В результате Лиза Романова, классная руководительница одного из старших классов, пригласила поработать с фотоаппаратом своих подруг Аню Игумнову и Кристину Меженину. Вместе с Леваном Мамуловым и Машей Гольдман, участниками фестиваля PhotoVisa, они почти каждую неделю встречались летом, обсуждали снимки, пили чай, говорили о жизни… В результате появился проект под названием "Показать больше, чем видишь сам". Фотография тут оказывается и способом приближения авторов к незнакомому, "расплывающемуся" миру, и щедрым даром нам, привыкшим не слишком задумываться об ограничениях болезней. Я уж не говорю о том, что эта выставка напоминает, что любая хорошая фотография способна показать нам больше, чем мы видим. Или - чем привыкли видеть.

Цифры

Фотография Краснодар Кубань. Северный Кавказ