16.10.2014 00:45
Экономика

Главред телеканала РБК о том, как производители заставляют нас покупать

Специально обученные люди программируют старение вещей. Именно из-за них ломаются наши машины, фотокамеры и кофемолки
Текст:  Андрей Реут (главный редактор телеканала РБК)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №237 (6509)
У меня не зазвонил телефон. Кто виноват? Он. Специалист по параметризации - новейшему направлению науки, которое программирует старение вещей. Как сделать, чтобы вещи не жили долго, решают специалисты по параметризации - особому направлению науки. Их работа кажется аморальной, но она уже стала частью современной экономики.
Читать на сайте RG.RU

Мобильные телефоны стали самым ярким и массовым произведением этих гениев разрушения. Казалось бы, ну что может быть проще, чем сделать аппарат в прочном корпусе, который не царапается? Материалы для этого давно придуманы. Но нет. Более или менее прочными были только первые мобильники. Чем дальше - тем быстрее облезает с них краска и царапается стекло. Причем телефоны теряют свой товарный вид строго после истечения гарантийного срока. То есть через год.

Допустим, попался бережливый зануда, который держал телефон в мягком кожаном чехле, сдувал с него пылинки и очень тихо говорил в микрофон. Думаете, поможет? Ничего подобного. Через год-полтора телефон начинает не только терять внешний вид, но и "глючить". То есть в него на программном или аппаратном уровне заложена программа саморазрушения.

В России стали массово подделывать шоколад

Это началось не так давно, всего лет 10 назад. Когда я купил свой первый дорогой смартфон, казалось, что это совершенство будет со мной долго. Красивый, удобный, с кучей памяти и прочими атрибутами совершенства. Но ровно через год и один месяц он сломался. Перестал реагировать на нажатия. Меня охватила паника. В телефоне - куча программ, в том числе редких и дорогих. За год он прирос ко мне и пустил корни в мозг. Нахлынуло чувство беспомощности и одиночества. Впрочем, несколько минут поиска в Интернете, и оказалось, что я совсем не одинок. Сотни владельцев таких аппаратов столкнулись с той же проблемой. Но я нашел, как ее решить. Кулибины из мастерской за несколько тысяч вдохнули новую жизнь в мою онемевшую часть тела. О, радость! Но... Еще пару месяцев, и на экране расплылось радужное пятно. Стало "глючить" программное обеспечение. А тут подоспела новинка, еще умнее и еще дороже... В общем, с той поры понеслось.

Задача создателей подобных "произведений" в том, чтобы ломался не только экран, корпус или кнопки. Ломаться должно всё. Чтобы через два-три года даже у бережливого пользователя не было шанса "зажать" деньги на новый аппарат. Вы можете платить за ремонт, но все равно корпус будет расшатываться, цвета тускнеть, программа глючить, а однажды она вдруг не обновится.

Подобная история и с автомобилями. Лет 20-30 назад еще не испорченные параметризацией автоконцерны делали машины на долгие годы. 20-летние Audi и BMW часто и сейчас ездят как новые. Ресурс их двигателей приближался к 1 млн км. Однако в какой-то момент производители поняли свою ошибку и стали делать металл тоньше, запчасти слабее, а масло жиже. В общем, строго после истечения гарантийного срока машина начинает "сыпаться". После этого производитель зарабатывает на запчастях едва ли не больше, чем на продаже самой машины. Автоконцерны делают это с особым цинизмом. Преподносят как достижение, скажем, замену стальных запчастей на алюминиевые. Мол, легче они, быстрее. А то, что ломаются быстро, умалчивают.

Но и это не всё. Совсем недавно автопроизводители нашли еще одну нишу для вытягивания денег из покупателей. Есть такие запчасти, которые не подлежат гарантии и меняются по мере износа, даже если машина новая. Вот они и стали "сыпаться" гораздо быстрее - независимо от срока гарантийного обслуживания. Возьмем, к примеру, тормозные колодки. Их всегда приходилось менять часто. Но вот, скажем, последнее ноу-хау от компании Ford: делать тормозные диски из такого мягкого металла, что они стираются вместе с колодками. Для тех, кто не в курсе: обычно диски "ходят" не менее 150 тыс. км, а у нового Ford Mondeo - 40 тыс. Их замена настолько дорогое удовольствие, что обычное техобслуживание нового исправного автомобиля выливается более чем в сорок тысяч рублей. Виртуозное исполнение. Японцы, кстати, до этого еще не додумались.

"РГ" узнала, как не прогадать с выбором мебели

Есть данные о том, что в мире давно уже изобретены шины, которые не стираются, и колготки, которые не рвутся. Последние - точно не миф, они даже какое-то время выпускались, пока производители хорошо рвущихся их не уничтожили.

Колготки, бритвы, соковыжималки, даже горшочные цветы - все это проходит сейчас через специалистов малоизвестной и не особо почетной профессии. У нее даже названия нет. Есть только термины вроде "планируемого старения" и "параметризации". Последний термин означает принцип моделирования товара в виде математической матрицы, в которой учтен срок службы всех составных частей, их стоимость, маркетинговые приоритеты и т.п. Составные части удешевляются до предела, но так, чтобы они не сломались раньше своего времени, то есть гарантийного срока. Далее просчитывается, как эти самые паршивые детали будут взаимодействовать, чтобы сразу не отпугнуть покупателя. Это сложное искусство, которое производители хорошо оплачивают и держат в тайне. Такая параметризация своего рода "табу", о котором не принято говорить. В рекламе мы слышим только о том, что товар "новый", "лучший" и т.п., хотя на деле он обычно ничем, кроме дизайна, не отличается от старого, а прослужит меньше.

Впрочем, еще есть товары, которые делаются "нормально" и служат долгие годы. Но это товары не для людей. Они для коммерческого использования. Турбины, станки, прессы... Самолет может 20 лет летать непрерывно, при этом его износ будет минимален. Двигатели теплоходов работают десятки лет, тогда как ресурс автомобильных сейчас уже приблизился к 150 тыс. км, т.е. к пяти годам активной эксплуатации. Дрель профессиональная будет работать долго, а домашняя сломается через год. Да что там, в Америке уже дома строят так, чтобы они рассыпались сразу после погашения ипотечного кредита.

Что же со всем этим делать? Ведь это всемирное мошенничество, обман, который заставляет нас постоянно платить деньги ни за что. Но делать нечего. Более того, именно в этом безобразии секрет нашей относительно благополучной жизни. Небывалый потребительский бум последних десятилетий во всем мире связан как раз с тем, что маркетологи заставили людей все время что-то покупать. Пусть даже ненужное. А потом к ним на помощь пришли инженеры, благодаря которым мы уже просто не можем не покупать. Потому что все ломается. А чем больше покупаем, тем больше ВВП, тем выше прибыли, в конечном счете наши же доходы.

Еще одна причуда глобализации.

Товары и цены