Специалисты по русскому костюму, профессиональные модельеры и любители ищут в Ярославле "точки соприкосновения" модного прошлого и настоящего.
- Когда этот фестиваль только начинался, состояние русского костюма было плачевным, - говорит ведущий специалист Российского этнографического музея, доктор культурологии, профессор Наталья Калашникова. - Ученые били тревогу и не знали, как этому помочь. Потому что к тому времени о русском костюме осталось одно воспоминание, причем довольно неприглядное: все были снегурочками, ходили в сарафанах и кокошниках. Были замечательные танцевальные ансамбли, но все они выглядели одинаково. Ситуацию удалось переломить именно благодаря этому фестивалю-конкурсу русского костюма.
По словам организаторов, "фестиваль дал толчок большому движению подвижников русского костюма". Его участники сегодня тщательно изучают народные традиции, работают с историческими материалами. В одной из главных номинаций форума - "Этнографический костюм" - без знания этих традиций просто не обойтись: даже у самого красивого, но исторически не выверенного наряда шансов на победу не будет.
Несмотря на строгие требования, именно в этой номинации, по признанию Натальи Калашниковой, участники преуспели больше всего. И правда, фестивальная выставка пестрела непривычными уху современного человека названиями: понева, хфуфайка, шушпан, нарядка… Причем то, что скрывается под стариковски шаркающим "шушпаном" образца девятнадцатого века, без сомнения, с удовольствием надели бы и современные модницы. Это нечто вроде плаща из тонкого белого сукна, в который женщины наряжались в церковь на венчание или в большие праздники.
А вот номинация "Современный авторский костюм" пока вызывает трудности - потому что, признаются эксперты, очень нелегко удачно соединить традиции и современность.
- У каждой эпохи свой подход к этому вопросу, - считает профессор Государственного текстильного университета Александр Веселов. - Вышивка в современную жизнь мало вписывается, честно говоря. Поэтому подход должен быть глубинный. Ведь если взять ту же японскую традицию в современном костюме, то мы четко увидим, что это японцы работают. Вот если мы сумеем найти такой подход к русскому костюму - это, конечно, будет прорыв.
Правда, признался профессор Веселов, даже его студенты, перед которыми он поставил задачу сделать мужской костюм с косовороткой, пока этой цели не достигли.
Еще две номинации фестиваля - "Сценический костюм" и "Кукла в русском костюме". Для участия в последней любителей русского костюма заявилось, наверное, больше всего, что и понятно: одеть куклу все же проще, чем сшить наряд в натуральную величину.
Всего же, по данным организаторов, на фестиваль приехали около двухсот мастериц, дизайнеров, модельеров, художников по костюмам из 22 регионов России.