Начальник, решивший отмахнуться от обязательного вопроса адвоката, рискует заплатить штраф до 10 тысяч рублей. А с организации-молчуна в таком случае могут взыскать от 20 до 30 тысяч. При этом адвокаты должны будут оформлять свои официальные запросы по шаблону, который утвердит минюст.
Предполагается, что право, условно говоря, прижать чиновника к стенке и добиться правды поможет адвокату полнее собирать досье для защиты клиента. А бесценная информация, которую больше не смогут придерживать столоначальники, спасет невиновного от тюрьмы. Возможно, кому-то такие надежды покажутся слишком оптимистичными, однако в идеале система должна работать именно так.
Как поясняют эксперты, проблема назрела давно. Формально перед лицом суда все равны, но на деле выясняется, что у стороны обвинения больше возможностей получить какую-то важную информацию. Защите же зачастую приходится биться о глухие стены, так как закон позволяет чиновникам не принимать близко к сердцу письма с "другой" стороны. А значит, полагают эксперты, закон надо изменить.
По словам эксперта Федеральной палаты адвокатов России, кандидата юридических наук Андрея Рагулина, подготовка данного законопроекта является попыткой устранить имеющиеся затруднения. При этом у экспертов есть предложения, как улучшить документ.
"В законопроекте не нашел своего отражения значительный массив законодательных актов, который так или иначе может быть связан с вопросами предоставления информации по адвокатскому запросу, - говорит Андрей Рагулин. - Так, например, не решен вопрос о том, каким образом адвокат сможет запрашивать информацию, составляющую государственную, профессиональную, служебную, личную, семейную, банковскую тайну, тайну сведений о соединениях абонентов мобильных устройств и ряд иных видов тайн, охраняемых федеральными законами. В то же время, согласно положениям действующих в настоящее время норм, такая информация может быть, например, получена следователем по решению суда".
Возможно, по мнению экспертов, стоит предусмотреть в Уголовно-процессуальном кодексе и возможность обращения адвоката в суд за санкцией для получения информации в подобных случаях, допустим, если надо получить распечатку соединений какого-нибудь абонента сотовой связи.