Лондонский фестиваль проходит под эгидой Британского киноинститута, и "Левиафан" был единственным фильмом из России в его главном конкурсе. Среди других конкурсных картин - такие уже известные работы, как "Президент" Мохсена Махмальбаф, "Тимбукту" Абдеррахмана Сиссако, "Новая подружка" Франсуа Озона, "Феникс" Кристиана Петцольда, "Герцог Бургундии" Питера Стриклэнда.
Во время премьеры российского фильма 14 октября фестивальный зал был переполнен, билеты на нее разлетелись за пару часов. Британский интернет-журнал The Upcoming в своей рецензии пишет: "Левиафан" сегодня играет очень важную роль - он напоминает, как похожи жители современной России на нас, граждан западных стран. Но фильм шире простого публицистического высказывания. Его режиссура безупречна, пустынный пейзаж, на фоне которого происходит действие, передан оператором изумительно. Талантливые актеры во всех, даже второстепенных ролях, сюжет, который от кадра к кадру все больше захватывает, - в этой работе Андрея Звягинцева трудно найти какой-то изъян".
Президент жюри фестиваля продюсер Джереми Томас комментирует решение судейской коллегии так: "Мы с огромным интересом посмотрели все 12 фильмов, представленные в конкурсе, многие вызвали наше восхищение - это были впечатляющие визуальные произведения и волнующие истории. Но был только один фильм, которому мы единогласно решили присудить главный приз - "Левиафан" Андрея Звягинцева. Его величие и темы, которые в нем затронуты, искренне нас потрясли".
В британский прокат "Левиафан" выходит 7 ноября. Напомним, что по решению продюсерской группы в России фильм покажут в феврале 2015 года.
Кадры из фильма "Левиафан"Обозреватель "РГ" позвонил только что вернувшемуся с фестиваля в Хайфе Андрею Звягинцеву, чтобы поздравить его с очередными победами и попросить о комментарии к очередному переносу широкого проката в России.
- Я придерживаюсь принципа: каждый делает свое дело, - ответил режиссер. - Свое дело я считаю завершенным в момент, когда в работе над фильмом поставлена последняя точка, и не вмешиваюсь в планы продюсеров - в обмен на то, что они не вмешиваются в творческий процесс. Конечно, субъективно мне жаль, что встреча фильма с нашими зрителями опять откладывается: мы начинаем напоминать того мальчика, который все время кричал "Волки! Волки!", и рискуем, что в конце концов нам уже никто не поверит, что картину стоит смотреть. Ведь первый срок выпуска авторской версии предполагался сразу после "Кинотавра" в июле - такой вариант обсуждался. Так что у меня на этот счет сложные чувства. Возможно, они ошибочны: продюсеры опытны, и лучше чувствуют ситуацию. Поэтому я и принял решение о разделении труда, и не вмешиваюсь в процесс продвижения картины.
- Как вы относитесь к демаршу авторов комедии "Горько!", которые потребовали от российского "оскаровского комитета" пересмотреть свое решение выдвинуть "Левиафан" на соискание премии "Оскар" в связи с тем, что фильм якобы еще не шел в России, а "Горько!" срубило внушительную кассу?
- Я в этой скандальной коллизии не участвую и ее не комментировал. Не вижу здесь ни одного основания для спора. Если эти ребята таким образом хотели стяжать внимание широкой публики к своей следующей картине - то зачем им это: у них и без того большие сборы и соответственно большие зрительские ожидания. Что касается "Левиафана", все процедуры соблюдены, картина шла положенный срок в кинотеатрах Петербурга, и вы знаете, сколько было в истории "Оскара" фильмов, которые прошли этот же этап соблюдения условий Киноакадемии. И если придираться к формальности этого соблюдения - пришлось бы пересмотреть условия выдвижения очень многих картин последних лет. Поэтому от комментариев на этот счет я предпочту воздержаться.